Совет муфтиев России

"Российские мусульмане близки с мировой уммой и ценят многовековую дружбу с представителями других религий России" - Равиль Гайнутдин

Интервью Председателя Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина, подготовленнойе по заказу РИА новости к визиту Президента В.В. Путина в Королевство Саудовская Аравия

Равиль-хазрат, что значит быть мусульманином в России?

- Прежде всего, следует напомнить, что Ислам на территории современной  России  насчитывает более чем 1400-летнюю историю. На территории Поволжья ислам, как официальная религия, был принят населением почти на столетие ранее, чем состоялось крещение Руси.

Сегодня мы, российские мусульмане живем в светском государстве, Конституция Российской Федерации гарантирует нам свободу вероисповедания, свободу частной жизни и общественной деятельности в соответствии с исламскими убеждениями.

В современной России мусульмане имеют все возможности, даже большие, чем во многих мусульманских странах, жить в соответствии с канонами Ислама.  Мы россияне, но, одновременно мы – часть мирового мусульманского сообщества. Мы с удовлетворением восприняли в этой связи и слова Президента России Владимира Путина, сказанные в прошлом году на открытии сессии нового парламента Чеченской Республики, о том, что Россия была и будет надежной защитницей Ислама. Российское государство понимает, что российские мусульмане, оставаясь патриотами своей Родины, должны ощущать себя в полной мере частью мировой исламской уммы.

Российские мусульмане являются неотъемлемой частью нашего общества, более чем двадцатимиллионной умме россиян  близки все современные проблемы нашей страны  и мира. Одновременно мы считаем себя включенными в мировую умму, осознаем себя ее частью и нам близки все наши братья по вере во всем мире.

Не могли бы Вы рассказать, как проявляется политика местных властей в поощрении Ислама в российских регионах и как мусульмане взаимодействуют с представителями других религий?

- За многие столетия на наших территориях никогда не было религиозных войн, народы России, исповедующие различные религии, жили без межконфессиональных битв.

На протяжении всей российской истории мусульмане жили исключительно мирно рядом с православными христианами, для их религиозного менталитета было характерно отсутствие религиозного радикализма – даже в условиях отсутствия нормальных условий для исповедания веры и при настойчивых попытках государства «христианизировать» татар и башкир.

За последние годы наш опыт добрососедского сосуществования с представителями других религий, опыт мирного межрелигиозного диалога стал примером и образцом для многих стран, в частности для объединенной Европы.

Очень часто приходится слышать от наших мусульманских гостей, приезжающих в Россию с визитами, о том, какое благоприятное впечатление производит на них ситуация  в Российской Федерации, в частности, в регионах Поволжья. Впрочем, отмечая положительную тональность государственно-исламских отношений, а также позитивный пример взаимодействия между мусульманами и другими гражданами России, приходится констатировать, что безконфликтной полностью современную жизнь назвать тоже нельзя. Хотя мы и стараемся, чтобы в отношениях между людьми разных верований, разных национальных культур, главной определяющей стала внутренняя культура, умение понимать и допускать, что кто-то иначе выглядит и иначе мыслит.

Что касается работы местных властей, то особо хотелось бы выделить роль руководства Республики Татарстан в вопросе развития ислама на местах и налаживания взаимодействия между представителями разных религий. 

Мне кажется, что, пользуясь многовековым опытом исключительно мирного сосуществования татар и русских, взаимопроникновения их культур по очень многим направлениям, включая семейно-бытовые, Татарстан стал настоящим центром мусульмано-православного диалога. Диалога на всех уровнях: религиозных центров и общин, научном и богословском, непосредственно между прихожанами соседних церквей и мечетей, студентами духовных учебных заведений. Во все исторические периоды народы Татарстана всем своим образом жизни, позитивной и конструктивной деятельностью служили укреплению государственно-исламских и межконфессиональных отношений. И в этом большая заслуга мудрости и прозорливости многонационального народа Республики Татарстан и его руководства.

По представлению Совета муфтиев России президент Татарстана Минтимер Шаймиев удостоен Международной премии имени короля Фейсала.

Совет муфтиев России обратился в комитет по присуждению этой высокой премии в Фонд короля Фейсала в Эр-Рияде весной 2006 года с просьбой представить к награде в номинации "Служение исламу" президента Татарстана. Мы подчеркнули в своем представлении его активную деятельность, "направленную на поддержку ислама,  что выражается в постройке мечетей, открытии исламских учебных заведений, основании религиозных организаций, с целью подготовки умеренных мусульманских кадров для последующего исполнения религиозных обязанностей в многонациональном и многоконфессиональном обществе"

И с формулировкой "за многолетнюю деятельность на благо Ислама" в Эр-Рияде губернатор саудовской провинции Асир, председатель Фонда короля Фейсала принц Халед аль-Фейсал, издал указ о награждении Минтимера Шаймиева.

Принц Халед отметил, что Президент Татарстана много сделал для возрождения мусульманской культуры в своей республике и обучения жителей Татарстана принципам и канонам Ислама. В этой республике, добавил председатель Фонда, за последние годы построено более тысячи мечетей, в том числе сорок - в Казани. Во время нахождения у власти Шаймиева, в Татарстане появились издания Корана, исламская литература, медресе и исламские общества, был основан Российский исламский университет.

 Участвуют в развитии исламской жизни  и власти других регионов, особенно тех, где значительная часть коренного населения исповедует ислам. Хотя в последнее время ситуация осложняется тем, что в Россию приезжает много мигрантов, исповедующих ислам.

В отличие от ХIХ века, когда Ислам в России был представлен  суннитами ханафитского толка в центральной части и шафиитского толка на Кавказе, сегодня в нашей стране проживают последователи различных школ, в частности шииты, число которых более двух миллионов. Все приезжие  становятся часть российской уммы, и перед местными властями и перед духовными мусульманскими лидерами России стоит задача консолидировать усилия всех школ, мазхабов на пропаганду идей истинного Ислама. Кроме того, возникает вопрос о налаживании взаимоотношений между мигрантами и коренным населением – вне зависимости от национальности и вероисповедания. Мы считаем, что в отношениях с  приезжими следует использовать многовековой опыт сосуществования. При этом важно донести до россиян, что прибывающая рабочая сила – вынужденная для России экономическая  необходимость. Важно просвещать и воспитывать, прививать культуру межнационального и межконфессионального общения, как для приезжающих, так и для коренных жителей.

Как решается проблема в России исламского образования?  Хватает ли мечетей и служителей в них?

Своей главной задачей мы считаем повсеместное воспитание в подрастающем поколении знания и уважения не только к своей культуре и религии, но и к иным, особенно тех народов, с которыми школьник живет рядом. На это должно быть нацелено содержание всех без исключения учебников, всей внеклассной и внешкольной воспитательной работы. Пока наша школа далека от этого. Чтобы убедиться в этом, достаточно увидеть, что пишется в школьных и вузовских учебниках об исламе, его учении, ценностях и распространении, какое место в них отводится истории и культуре мусульманских народов.

Важный  аспект в этой области - деятельность средств массовой информации. Скажу так: вред, который они нанесли единству народов и дружбе народов своими материалами об "исламском терроризме", исламе как источнике экстремизма и радикализма, "мусульманах-фанатиках", слепо преданных своей религии и во имя нее готовых уничтожать всех и вся, российскому обществу предстоит преодолевать многие и многие годы. Не буду касаться причин появления такого рода материалов - их слишком много. Важно не прекращать ту работу, которая была начата властями по недопущению такого рода произвола, в том числе законодательную и научную. Нужно уделять внимание оказанию необходимой научной и богословской помощи журналистам, пишущим на связанные с исламом темы. Наша задача, чтобы ислам, вторая по численности последователей религия в России, занял достойное место, как в центральных, так и в местных средствах массовой информации.

Что касается мечетей, приведу несколько цифр. В России ко времени распада СССР в 1991 году сохранилось менее ста мечетей, а до революции 1917 года их было более 15 тысяч. Сегодня в России насчитывают около шести тысяч мечетей и молельных домов. Важная для нас задача – обеспечить прихожан мечетей квалифицированными кадрами. Хвала Всевышнему Аллаху, в мечети приходит много молодежи.

Два высших учебных заведения: исламские университеты в Москве и Казани, медресе и мактабы дают знания о нашей Благословенной религии. Алимы - выпускники медресе и университетов становятся квалифицированными наставниками новых учеников, и мы молимся и верим, что эта цепь не прервется.

 

Изменилось ли положение российских мусульман после того, как Россия получила статус наблюдателя в Организации Исламская конференция (ОИК). Если да, то в чем это выражается?

-  Прежде чем сказать, что дает участие в работе ОИК нашей стране, хочу отметить, какую роль может играть сама Россия в связях этой организации с немусульманскими государствами, в первую очередь с Европой. Как известно, в России проживает наибольшее число мусульман этого континента. И, по мнению наших дипломатов, Россия может стать мостиком в диалоге Запада и Востока, христианской и мусульманской цивилизаций, во взаимодействии представителей различных религий, различных моделей и укладов общественного устройства.

Участие в деятельности ОИК укрепит политическое влияние России в мире, ведь  эта организация объединяет несколько десятков стран, в которых живет каждый четвертый гражданин мира. Мусульманский мир - это огромный рынок для российских товаров, большая сырьевая база. Из этого мира в нашу страну уже сегодня мигрирует немалое число мусульман, еще больше их можно ожидать в будущем. Немало полезного для россиян могут дать культурные контакты со странами ислама.

В принципе, о преимуществах и выгодах, которые дает нам прочная связь с ОИК, можно говорить много. Я лишь особо коснусь аспекта, близкого мне, религиозному деятелю.

Сотрудничество с ОИК позволит нам, россиянам, лучше узнать мир ислама. Речь не только об обращении к опыту наших зарубежных единоверцев, а о возвращении к собственным корням, к своему богатому духовному наследию. Думаю, что о работах великих исламских мыслителей, живших на территории России в прошлые века, будет любопытно узнать и мусульманам в других странах.

Какие проекты сотрудничества есть у российских мусульман с арабскими странами, в частности Саудовской Аравией?

- Отмечу, что наше взаимодействие достаточно разнопланово.

Во-первых, наши зарубежные единоверцы принимают активное участие в конференциях, которые организовывает  Советом муфтиев России. Только в прошлом году был проведен ряд значимых конференций, таких как «Россия - Исламский мир: стратегическое партнерство», «Умеренность – прямой путь в исламе», «Гуманистические ценности и мусульманская молодежь», «Пророк Мухаммад – проповедник мира и добра». Эти мероприятия вместе с другими методами народной дипломатии, используемой мусульманскими лидерами России, призваны способствовать стабилизации в российском обществе и сближению нашей страны и исламского мира.  

Во-вторых, арабские страны оказывают содействие Совету муфтиев России в реализации ряда образовательных  и просветительских проектов и программ, а также в книгоиздании. Благодаря содействию Королевства Саудовская Аравия мусульмане России получили издания и переводы смыслов Священного Корана, богословскую и просветительскую литературу. В конце января 2006 года состоялась презентация «Российско-саудовского проекта «Москва мусульманская». Она была приурочена к предстоящему визиту Президента РФ Владимира Путина в Саудовскую Аравию и выходу в свет арабского издания книги «Москва мусульманская» шейха Фарида Асадуллина руководителя отдела науки Совета муфтиев России. Это издание подготовил Центр исламских исследований имени короля Фейсала в Эр-Рияде. Шеф-редактор издания – Маджид Бен Абдель Азиз Ат-Турки. В книге рассказывается о многовековой истории мусульман в Москве.

 Ну и конечно нельзя забыть о тех контактах, которые складываются у Совета муфтиев с посещающими Россию духовными и политическими лидерами мусульманских стран. Только осенью и в начале зимы прошлого года состоялся ряд встреч в Московской Соборной мечети с эмирами Саудовской Аравии, с руководителем крупнейшей фракции Парламента Ливана Саадом Харири, с руководством Всемирной Ассамблеи Исламского Призыва доктором Тасхири, принцем Саудии Навафом бин Фейсал бин Фахд бин Абдельазиз Аль Саудом и другими.  Все эти встречи, как и другая деятельность Совета муфтиев России, целиком и полностью направлены на укрепление религиозных, культурных, межчеловеческих связей в стране и с мусульманским миром.

Все гости с удовлетворением воспринимают информацию о  расширении и строительстве комплекса Московской Соборной мечети, как главной мечети России.

Наша мечеть, при которой находится резиденция Совета муфтиев России,  была названа Президентом РФ Владимиром Путиным главной мечетью страны. Однако обещанная со стороны властей помощь в строительстве пока не обрела конкретного выражения. Мусульмане России оказывают поддержку строительства Соборной мечети, но их ресурсов недостаточно. И, безусловно, мы можем только приветствовать участие мусульманских стран в этом проекте. Это могло бы стать еще одним нашим совместным проектом.

Текст интервью подготовлен пресс-службой Совета муфтиев России

и опубликован в Центральной прессее КСА в переводе