У «православной Москвы» появится «мусульманский противовес»:
Духовное управление мусульман Нижегородской области выступило с идеями о
том, как обустроить Россию в духе ислама.
Ислам в прошлые времена спас многие малочисленные народы России от
полной ассимиляции, утверждают представители духовенства. Но в наши дни,
когда возобладала концепция построения православного государства, в России
пора спасать сам ислам. Эта мысль лежит в основе документа под названием
«Манифест. Сценарий политического представительства уммы во властных
кругах Российской Федерации». Манифест разработан в Духовном управлении
мусульман Нижегородской области.
Острую критику вызвали такие предложения, как введение квотирования
мест за представителями исламской религии в органах власти всех уровней,
учреждение «мусульманского» поста вице-президента России, частичная
легитимизация шариата в местах компактного проживания мусульман по всей
стране. Не осталась без внимания и глава документа «Единство мусульман с
точки зрения шариата». Смысл ее сводится к тому, что «правитель, которого
подразумевают хадисы Пророка, в условиях немусульманского общества – это
имам, религиозный лидер общины, потому что только его действия можно
оценивать как соответствующие или противоречащие нормам шариата; к
православному же царю или президенту эти нормы отнести невозможно».
Критики манифеста истолковали эту фразу, как намерение мусульман оттеснить
государственную власть на второй план, повысить значение мулл и имамов.
Ответственный редактор манифеста ректор Нижегородского исламского
комитета и руководитель аппарата Духовного управления мусульман области
Дамир-Хазрат Мухетдинов считает, что критики отнеслись к манифесту
предвзято. На его взгляд, манифест – это всего лишь попытка мусульман
принять участие в дискуссии на тему обустройства российского общества, но
не политическая программа Духовного управления.
– Мусульманам трудно понять светскую власть. Например, прошедшим
летом более 10 тысяч наших братьев собрались со всей России на земле
предков – Булгаре – для того, чтобы отметить 1084 годовщину принятия
ислама Волжской Булгарией, – рассказывает Мухетдинов. – Федеральные
чиновники проигнорировали праздник, финансовую поддержку не оказали. Более
того, на следующий день в Нижнем Новгороде светские власти, отмечая День
России, послали мусульманам своеобразный «привет». Частью
театрализованного представления на главной площади столицы Приволжского
федерального округа стал захват корабля террористами в арабских
национальных головных уборах. Естественно, многие стали проводить
параллели с нами, поскольку в Нижегородской области нет арабов.
Показательно, что даже глава Духовного управления мусульман области
Умар-Хазрат Идрисов наблюдал праздничное представление по телевизору – в
день России его не пригласили на трибуну, на которой находились
полномочный представитель президента в округе, губернатор, архиепископ
Нижегородский и Арзамасский. Видимо, побоялись реакции на такой
«спектакль». После пытались оправдаться: среди арабов, мол, тоже христиане
есть, мы не мусульман имели в виду.
Димир-Хазрат Мухетдинов обращает внимание, что даже в атеистическое
советское время в областном центре функционировали татарские (с элементами
ислама) средние школы и детские сады. Сегодня в Нижнем Новгороде ничего
этого нет. Татарское население области ежегодно сокращается на тысячу
человек, что может привести к исчезновению коренного для этих мест этноса.
По словам мусульманского деятеля, исламофобия утверждается в обществе, и
подвержены ей, прежде всего, чиновники. К тому же в России действует закон
о церковной собственности, монастырских хозяйствах. В Государственной Думе
открыто говорят о лоббировании интересов православия.
– Почему в таких условиях нельзя вести квотирование для
мусульманских депутатов в парламенте? — задается вопросом Мухетдинов.
У оппонентов мусульманского манифеста своя логика: разрушение
единого государства начинается с малых проявлений сепаратизма, разрушение
светского государства – с незаметным наступлением духовных лидеров на
конституционные основы. Бывший заместитель министра иностранных дел
России, политолог Федор Шелов-Коведяев считает, что идеи нижегородского
манифеста выражают в основном интересы духовных лидеров, а не простых
мусульман. На его взгляд, попытка перейти к теократическим формам
правления даже на части территории светского государства выглядит по
меньше мере странно.
– В манифесте содержится призыв к узакониванию неравенства, –
говорит Шелов-Коведяев. – Квотные представительства в парламенте – это
попытка сегрегации, путь в апартеид. Мусульмане могут стать жертвой
самоограничения, когда их политикам законодательно будет запрещено
занимать более определенного числа мест во властных структурах, несмотря
на то, что способных войти в них может быть гораздо больше. В парламенте
должны работать квалифицированные политики независимо от национальности и
веры. Главное, что они должны пользоваться доверием, в том числе и
мусульман.
Федор Шелов-Коведяев не исключает, что среди причин, побудивших
нижегородских мусульманских лидеров к громким «шариатским» инициативам,
есть и имущественные. По его данным, ряд зданий в Нижнем Новгороде, еще в
XIX веке принадлежащих мусульманам, ныне занимают светские учреждения.
Мусульмане уже ставили вопрос о «возвращении имущества», которое они, по
их словам, намерены использовать в благотворительных целях. Но
положительного ответа пока не получили.
Есть и другое объяснение активной деятельности Духовного управления
мусульман Нижегородской области. Некоторые эксперты, связывают ее с
общественно-политическими процессами в соседнем Татарстане. В Казани, на
их взгляд, наблюдается попытка утверждения идеи образования мусульманского
центра России, которому не чужда идея духовной независимости от
«православной Москвы». Нижегородские мусульмане-татары подыгрывать своим
собратьям, напоминая светской власти об имеющихся в их руках рычагах
воздействия на российскую часть мусульманской уммы.