С.Б.Сенюткин,

доктор исторических наук, кафедра истории

зарубежных стран

Нижегородского государственного университета,

эксперт по научным вопросам

Духовного Управления мусульман Нижегородской области

 

О НАЛИЧИИ И ИСТОРИЧЕСКОМ МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИИ МУСУЛЬМАНСКИХ МЕЧЕТЕЙ ДЕРЕВНИ МЕДЯНА
В
XVIII - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ

 

Как поселение, деревня Медяна возникает 25 июня 1674 года по решению администрации Алатырского уезда о наделении землей 26 служилых татар в размере 1560 четей[1]. Таким образом, её история насчитывает около 330 лет.

История её исламской общины, особенно конкретная история её мечетей, изучена достаточно фрагментарно[2]. Поэтому для решения заявленной проблемы были использованы фонды ряда архивов Москвы[3], Санкт-Петербурга[4], Нижнего Новгорода[5], Ульяновска[6], Арзамаса[7] и проведен их комплексный сравнительный анализ.

Первые письменные упоминания о медянских служителях исламского культа относятся к последней четверти XVIII века и связаны с именем Салима Исламова, заверявшего своей подписью родословные списки (генеалогические древа) своих односельчан[8]. Его сын - Абдул Керим Салимов, как грамотный человек, тоже постянно участвовал в оформлении разных бумаг и документов, благодаря чему оставил о себе подтвержденные, юридически заверенные сведения. Впервые он персонально упомянут в 1788 году как богатый скупщик земель вокруг Медяны и даже далеко за её пределами[9]. Процитируем фрагмент прошения А.К.Салимова в инстанции от 1801 года, в котором он называет себя следующим образом: «Курмышскаго уезда, Рыбушкинской волости, татарской деревни Медяны Главной Мухтасим[10] соборной мулла Адбул Керим Салимов»[11].

Совокупность вышеизложенного указывает на ряд обстоятельств:

             В 1801 году А.К.Салимов являлся соборным муллой и главным мухтасибом.

             Стало быть, в 1801 году в Медяне наличествовала мечеть. На рубеже XVIII-XIX вв. Медяна являлась центром мухтасибата и там проживал мухтасиб-имам  А.К.Салимов.

             Отец А.К.Салимова - Салим Исламов, сам будучи служителем культа, осуществлял богослужения задолго до 1801 года. Учитывая, что А.К.Салимов в 1788 году скупал земли (а значит был в дееспособном возрасте),  его отец - С.Исламов выполнял функции имама ещё в середине XVIII века.

             Времена возникновения (постройки) первой соборной мечети в Медяне относятся, предположительно, к середине XVIII столетия.

        В 1790 году Медяна, по сравнению с иными татарскими деревнями округи, могла считаться густонаселенным пунктом: 226 дворов с общим числом жителей в 1579 человек (779 мужчин и 800 женщин)[12]. Согласно правительственному указу Екатерины II, тогда мечеть дозволялось строить в поселениях с числом жителей не менее чем 200 человек. Благодаря тому, в небольших татарских деревнях Нижегородчины (200 и более человек) в последней четверти XVIII века уже имелись официально зарегистрированные мечети[13].

        Таким образом, ещё одно обстоятельство косвенно указывает на наличие в Медяне мечети во второй половине XVIII века.

         Картографически зафиксированное наличие мечети относится к рубежу XVIII-XIX вв. и отражено в сохранившейся в архивных фондах ГАНО топографической карте рассматриваемой деревни, выполненной в 1804 году[14].  На ней (см. приложение 1) вполне различимы отдельно стоящие два здания в восточной части деревни[15]. На площади (перекрестке), среди жилых домов, составляющих единственную улицу, и прилегающих к ним огородов, располагаются два строения, не имеющие огородов. Причем, одно из них - более крупное - в виде прямоугольника вытянуто с севера на юг, что строго указывает на направление к священной Мекке. Здание располагалось на деревенской площади, что позволяло массе молящихся  (тем, кому не хватало места в помещении, обычно вмещавшем тогда не более 100 человек) выполнять обряды вне стен мечети.

        С достаточной долей уверенности следует считать, что это и есть первая соборная мечеть Медяны, а также прилегающее к ней здание медресе (мектебе), где первым лицом и был упомянутый А.К.Салимов.

         Есть вполне достаточные и документально фундированные материалы для того, чтобы признать, что описываемая первая соборная мечеть Медяны исчезла в период между 1804 и 1861 годами. Дело в том, что на месте, где в начале XIX века находилась мечеть, карта от 1861 года уже ничего не содержит[16]. Вероятно, она была уничтожена пожарами, бушевавшими в Курмышском уезде в конце 30-х годов XIX столетия[17]. (Факт пожаров конца 30-х годов косвенно подтверждается нижеприводимыми сведениями о том, что в начале 40-х будут отстроены новые культовые сооружения в деревне.)

           До 1852 года в Медяне появилось две новых (заново отстроенных) мечети[18]. На уже упомянутой карте Медяны от 1861 года вполне различимы уже три мечети (см. приложение 2).

           По свидетельству одного из местных старожилов - учителя истории медянской средней школы К.С.Салахетдинова[19] - они в начале XX века составляли уже пять единиц и располагались с востока на запад в следующем порядке и под следующими «именами»: «мечеть Фатеха», «мечеть Абдуллы», «мечеть Ахметжана», «мечеть Хасяна», «мечеть Абдрахмана»[20].

            Сопоставление этих имен с архивными материалами, хранящимися в Нижнем Новгороде, Арзамасе и Ульяновске (ГАНО, ГОПАНО, АфГАНО, ГАУО) от 1908, 1909, 1911, 1912, 1913, 1923 и 1927 годов[21], позволяет выстроить порядковую нумерацию медянских мечетей, существовавших в начале XX века. Это, в свою очередь, дает основания для ряда дальнейших обобщений.

           Согласно архивным материалам дореволюционного  и постреволюционного периодов, пять медянских мечетей возглавлялись в начале XX века следующими лицами:

             I соборная мечеть (I СМ) - Ахметжан (Ахметзян) Аляутдинов с 1893 года. При ней с 1907 года действовало мектебе.

             II СМ - Абдул Кабирович Вахитов. При ней с 1848 года действовало мектебе[22].

             III СМ - Абдрахман Хасянов (Абдрахман-мулла)[23].

             IV СМ - Хасян Жамалетдинов (1852-1937) (Хасян-мулла)[24].

             V СМ - Фатех Кабирович Вахитов (1890-1937) (Фатех-мулла) с 1909 года[25].

            Таким образом, к трем мечетям, возникшим до 1861 года (I, II, III), затем прибавились ещё две (IV и V). Четвертая по счету заняла место между третьей и первой, а пятая выросла к востоку от второй. Из этого следует, что до 1917 года медянские мечети располагались с востока на запад в следующем порядке: V СМ («мечеть Фатеха»), II СМ («мечеть Абдуллы»), I СМ («мечеть Ахметжана»),  IV СМ («мечеть Хасяна»), III СМ («мечеть Абдрахмана»). Вместе с тем, изложенное означает, что на карте 1861 года три тогдашние медянские мечети расположены в направлении с востока на запад в следующем порядке: вторая, первая, третья.

             Рассмотрим материалы, связанные с историей и деятельностью II соборной мечети Медяны. Согласно имеющимся вышеприведенным документам, она возникает не позже 40-х годов XIX столетия. С 1848 года при ней существует мектебе. В 1861 году она располагалась к востоку от I соборной мечети, на перекрестке двух улиц. Одна из них шла по косогору, спускаясь на север к мосту через реку Медяну, в направлении деревенского кладбища (см. приложение 2). К юго-западу от неё располагалось здание мектебе, которое выделено на карте 1861 года как отдельно стоящее сооружение, выполненное красным цветом (приложение 2). О внешнем облике II соборной мечети можно судить, опираясь на её чертеж, выполненный в 1926 году и ныне хранящийся в фондах ГАНО[26] (см. приложение 3).

           При советской власти её судьба сложилась следующим образом. В 1937 году с мечети был снят минарет и по существу она прекратила функции культового назначения. Её имам-хатыб А.К.Вахитов был репрессирован в том же 1937 году. Уцелевшее здание самой мечети некоторое время использовалось под склад. После Великой Отечественной войны, ориентировочно в 1952 году, оно было окончательно разобрано, а из полученного материала возведен рядом возникший сельский клуб[27].

              Совокупность всего вышеизложенного позволяет сформировать ряд общих выводов.

1.    На перекрестке медянских улиц, к которому ныне примыкают мечеть «Рашида», здание сельского клуба, школы и сельсовета, располагалась Вторая соборная мечеть села Медяны, а также мектебе при ней (близ современной средней школы поселка Медяны).

2.    Вторая соборная мечеть возникла не позже 1840-х годов  и как культовое сооружение просуществовала до 1937 года.

3.    Здание Второй соборной мечети физически существовало с 40-х годов XIX столетия до середины XX века - то есть более 100 лет.

4.    Ныне к территории, некогда занятой II соборной мечетью деревни Медяна, своим юго-восточным углом вплотную примыкает ограда мечети «Рашида» и юго-западным углом - здание сельского клуба, содержащее в себе стройматериалы бывшей II соборной мечети. Здание современной средней школы пос. Медяна расположено приблизительно на месте существовавшего с 1848 года до первой половины XX века медянского мектебе.

5.    Рассматриваемая территория содержит в себе ряд признаков и характеристик, свидетельствующих о её сакральном значении на протяжении более столетия (с 40-х годов XIX  века по 40-е годы XX века).

            

 

 


 

[1] Российский государственный архив древних актов (далее - РГАДА), ф. 1209, оп. 2, д. 6518, лл. 10-81, 10-93; Государственный архив Нижегородской области (далее - ГАНО), ф. 1976, оп. 764, д. 214, л. 6; там же, д. 187, лл. 13 об.-14; там же, д. 196.

[2] См. Сенюткин С.Б., Идрисов У.Ю., Сенюткина О.Н., Гусева Ю.Н. История исламских общин Нижегородской области: Монография. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 1998. С. 235 - 241.

[3] РГАДА - Москва

[4] Российский государственный исторический архив (далее - РГИА) - Санкт-Петербург.

[5] ГАНО - Нижний Новгород; Государственный общественно-политический архив Нижегородской области (далее - ГОПАНО) - Нижний Новгород.

[6] Государственный архив Ульяновской области (далее - ГАУО) - Ульяновск.

[7] Арзамасский филиал Государственного архива Нижегородской области (далее - АфГАНО) - Арзамас.

[8] ГАНО, ф. 1986, оп. 1, д. 86, л. 1.

[9] Там же, оп. 764, д. 218, лл. 11-35.

[10] Цитируемый текст написан по-русски с орфографией и пунктуацией того времени и ссответствующими описками. Должно быть использовано слово «мухтасиб», а не «мухтасим».

[11] ГАНО, ф. 1896, оп. 764, д. 28, л. 35.

[12] РГАДА, ф. 418, оп. 1, д. 76, л. 3.

[13] Например, в 1790 году в соседнем Сергачском уезде в небольшой деревне Кадомка с её 200 жителями имелась мечеть, равно как и в Кузьминках (тоже 200 человек населения). А в Кочко-Пожарках (более 500 человек) - две мечети. Подробнее см.: Сенюткин С.Б. История татар Нижегородского Поволжья с последней трети XVI  до начала XX вв. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2001. С. 402.

[14] ГАНО, ф. 829, оп. 676 а, д. 913, л. 1.

[15] Там же.

[16] Там же.

[17] В 1839 году жестокая засуха охватила многие уезды Симбирской губернии. На этом фоне начались многочисленные и повсеместные пожары. - История СССР с древнейших времен до наших дней. Т. ШМ. М.: Наука, 1967. С. 285.

[18] Сенюткин С.Б., Идрисов У.Ю., Сенюткина О.Н., Гусева Ю.Н. Ук. соч. С. 235.

[19] Касым Салахетдинович Салахетдинов (1930 г.р.) в 1962 году окончил Горьковский педагогический институт им. М.Горького. Долгое время преподавал курс истории в медянской средней школе и собирал устные материалы из прошлого родной деревни. Ныне пенсионер.

[20] Интервью у К.С.Салахетдинова было взято автором весной 1998 года.

[21] Среди них: Список медресе Симбирской губернии (1908-1909) - ГАУО, ф. 76, оп. 7, д. 591, л. 47; Ведомости магометанских приходов в Симбирской губернии за 1911 год - ГАУО, ф. 76, оп. 7, д. 909, л. 241; Список мулл при существующих в Курмышском уезде мечетях и молитвенных домах. Составлен 16 февраля 1912 года. - ГАУО, ф. 88, оп. 4, д. 209, л. 135; Список мулл при существующих в Курмышском уезде мечетях и молитвенных домах от 1913 года - ГАУО, ф. 88, оп. 4, д. 209, л. 136; Список служителей культов Уразовской волости Сергачского уезда (1923) - АфГАНО, ф. Р-150, оп. 1 а, д. 22, л. 2; Список религиозных обществ и групп магометанского исповедания, зарегистрированных в Нижегородском губернском административном отделе - ГОПАНО, ф. 1, оп. 1, д. 5569, л. 30 об.

[22] Согласно архивным источникам, с 1853 года её имамом был Арифулла Салехов, а с 1880 года её возглавил Абдул Кабер Вахитов, фигурировавший как имам-хатыб в 1911 и 1912 годах. Упоминание о том, что при ней с 1848 года действовало мектебе, заставляет считать, что II соборная мечеть Медяны возникла не позже 40-х годов XIX века.

[23] С 1880 года её имамом был Хасян Хубиходжин Мавлиханов, упоминаемый в документах за 1911-1912 годы. Затем его сменил сын - Абдрахман Хасянов.

[24] С 1884 года во главе её стоял Хусейн (Хасян) Жамалетдинов. В документах от 1912 года имамом числился также Хасян Жамалетдинов Багаутдинов - сын хаджи Багаутдина, совершившего хадж в середине XIX века. Х.Жамалетдинов был репрессирован в 1937 году. В 1923 году имамом при той мечети служил Халиулла Хусяинов (Хасанов) из бедняков. Тогда же обязанности азанчея выполнял середняк Хаммят Шиафетдинов. В 1923 году приход IV соборной мечети состоял из 541 человека.

[25] В 1909 году ею руководил Фатех Кабирович Вахитов (Фатех-мулла) (1890-1937). Он был репрессирован в 1937 году, а здание мечети постановлением властей от 3 марта 1938 года передано под школу - ГАНО, ф. 3074, оп. 1, д. 959.

[26] ГАНО, ф. 1679, оп. 2, д. 672, л. 2.

[27] Сенюткин С.Б., Идрисов У.Ю., Сенюткина О.Н., Гусева Ю.Н. Ук. соч. С. 237.