Значимость исполнения намаза |
Всевышний Аллах говорит в Священном Коране:
«Молитвы свои соблюдайте строго,
особо (чтите) среднюю молитву и благоговейно
стойте перед Господом» (2:238). «Поистине,
молитва для верующих предписана в
установленное время» (4:103).
Молитва в Исламе имеет важное значение, именно поэтому предсмертным завещанием Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) своей умме были слова: «Бойтесь Бога в отношении молитвы и тех, кто в ваших десницах». В одном из хадисов говорится, что таковым было завещание каждого из пророков (мир им) своей общине, когда они покидали этот мир. Ислам не заботится ни о каком другом поклонении так, как заботится о молитве Единому Богу, поскольку именно она является прямой связью между рабом и его Господом. Мусульманин встает на молитву перед Всевышним Аллахом пять раз в сутки. Он восхваляет и поминает Его, просит о помощи, наставлении на прямой путь и прощении грехов. Он молит Его о Рае и спасении от Его наказания, скрепляет с Ним свой завет о послушании и покорности Ему. Таким образом, необходимо, чтобы такое предстояние перед Всевышним Аллахом оставляло след в душе и сердце раба. Необходимо, чтобы молитва способствовала праведности и послушанию раба, совершению благого и отстранению от всего плохого. Это самое важное предназначение молитвы. Поэтому Всевышний Аллах сказал в Коране: «Поистине, молитва от мерзости хранит и от постыдных дел оберегает» (29:45). Прилежность в исполнении молитвы оберегает и отвращает раба от мерзостей и порицаемого, увеличивает в нем приверженность к добру и, наконец, углубляет веру в его сердце. Поэтому необходимо, чтобы эта связь оставалась постоянной и прочной. Кто оставит молитву, тот оборвал связь с Господом, а кто оборвал связь с Господом, тому не будет блага ни в одном его поступке. Ат-Табарани приводит от Анаса хадис Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), в котором говорится: «Первое, за что будут отчитывать раба в Судный день, — молитва. Если она будет исправной, исправными окажутся и остальные его деяния, а если она была порочной, то и остальные деяния окажутся порочными». Поэтому Всевышний Аллах предписал молитву всем пророкам (мир им) и прежним общинам, и не было пророка, который бы не завещал своей общине выполнять молитву и не предостерегал бы свой народ от отказа от молитвы или пренебрежения ею. Всевышний Аллах определил молитву как один из главных поступков праведных людей, сказав: «Поистине, блаженны верующие, которые смиренны при совершении молитвы, которые избегают всего суетного, которые вносят закят, которые не имеют сношений ни с кем, кроме как со своими женами или невольницами, за что они непорицаемы. А те, кто возжелает сверх того, преступают дозволенное. Блаженны те, которые блюдут врученное им на хранение и договоры, которые исполняют свои обрядовые молитвы, именно они и суть наследники, которые наследуют Рай, в котором они пребудут вечно» (23:1-11). Тот, кто выполняет предписанные молитвы в должное время, не пропуская ни одной, и предстает перед Всевышним Аллахом, раз за разом восхваляя и возвеличивая Его, прося наставления на истинный путь в соответствии с Кораном и сунной, тот непременно ощутит в сердце глубину веры. Он непременно почувствует увеличение смиренности и чувство того, как Всевышний Аллах наблюдает за ним. Тем самым, его образ жизни будет верным, а поступки – правильными. Тот же, кто отвлекается в молитве от Всевышнего Аллаха и занят мыслями о мирском, молитва его не улучшает его сердце и не исправляет его образ жизни. Он погубил плод поклонения. К такому человеку относятся слова Пророка (мир ему и благословение Всевышнего): «Та молитва, которая не препятствует совершению мерзкого и порицаемого, только отдаляет от Аллаха». Всевышний Аллах призывает нас к молитве словами муэдзина: «Аллах Превелик! Аллах Превелик! Спешите к молитве, спешите к спасению!». Муэдзин как бы говорит: «Иди, о молящийся, на встречу с Аллахом. Аллах Велик, чем все, отвлекающее тебя, оставь все, чем ты занят, и иди на поклонение Аллаху. Это лучше для тебя, чем все остальное». Когда раб вступает в молитву, он говорит: «Аллах Превелик!». Каждый раз, когда он совершает поясной или земной поклон или же поднимается, он говорит: «Аллах Превелик!». Каждый раз, когда он говорит это, мир становится ничтожным в его глазах и поклонение Всевышнему Аллаху занимает все более важное место. И он помнит, что в его душе нет ничего более важного, чем Господь. Он отбрасывает небрежность, отвлеченность и лень, и обращается ко Всевышнему Аллаху. Всевышний Аллах восхвалил людей, отвечающих на Его призыв, сказав: «В храмах, которые Аллах дозволил воздвигнуть, и в которых поминается Его имя, в них славят Его утром и вечером мужи, которым ни торговля, ни купля не служат помехой, чтобы не забывать Аллаха, совершать обрядовую молитву и вносить закят, и которые страшатся дня, когда содрогнутся сердца и закатятся глаза» (24:36-37). Молитва, совершенная должным образом, по всем правилам и без нарушений, является признаком полноценной веры. Упущения в молитве и пренебрежение ею – главные признаки лицемерия, да убережет нас от этого Всевышний Аллах. Всевышний Аллах сказал: «Лицемеры пытаются обмануть Господа, а между тем, это Он обманывает их. Когда они совершают намаз, то делают это с неохотой, только напоказ людям и лишь временами вспоминают Аллаха» (4:142). Что касается полного оставления молитвы, то это тягчайший из великих грехов. Это главная причина наказания в Судный день, да убережет нас от этого Всевышний Аллах. Поскольку молитва является самым важным поступком верующих, Всевышний Аллах поставил ее во главе благих деяний. А отказ от молитвы – это худший из грехов грешников и лицемеров. В Коране сообщается о верующих: «Которые расспрашивают в [райских] садах друг друга о грешниках. [Потом они поворачиваются к ним и спрашивают]: «Что привело вас в адское пламя?». Они ответят: «Мы не творили обрядовую молитву, не кормили бедных, заблуждались вместе с заблудшими и отрицали Судный день, пока не постигла нас смерть» (74:40-47). Хафиз аз-Захаби в книге «Аль-Кабаир» приводит, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал в присутствии сподвижников: «О Аллах, не оставляй среди нас несчастного, лишенного», а затем спросил: «Знаете ли вы, кто это такой?». Они спросили: «Кто, о Посланник Аллаха?». Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) ответил: «Оставивший молитву». Ассайид Мухаммад ибн Аляви аль-Малики в своей книге говорит: «Некоторые праведные ученые (саляф) сказали: «Не совершающие намаз прокляты и в Торе, и в Евангелии, и в Псалмах, и в Коране. На не совершающего намаз каждые сутки ниспадает по тысяче проклятий и ангелы на небесах проклинают его». Не совершающему намаз нет доли из озера Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) и нет ему заступничества. Не совершающего намаз не посещают при болезни и его не сопровождают в могилу, его не приветствуют и вместе с ним не едят и не пьют, его не сопровождают, с ним не дружат и с ним не сидят. Нет у него веры и нет ему доверия, нет ему доли из милости Всевышнего Аллаха. Он на самом дне Ада вместе с лицемерами. Муки не совершающего намаз усиливаются в несколько раз. В Судный день его приведут с завязанными на шее руками, ангелы будут бить его и ему откроется Ад. Он войдет во врата Ада подобно стреле и упадет на дно Ада лицом вниз возле Каруна и Хамана. Когда не совершающий намаз подносит ко рту еду, она говорит ему: «Будь ты проклят, о враг Аллаха! Ты употребляешь блага Аллаха и не исполняешь Его повеления». От не совершающего намаз отрекается даже одежда на его теле и говорит ему: «Если бы меня не подчинил тебе Аллах, я бы убежала от тебя». Когда не совершающий намаз выходит из дома, дом говорит ему: «Да не будет сопровождать тебя Аллах своей милостью и заботой и не позаботится Он о том, что ты оставляешь дома. И да не вернешься ты к своей семье здоровым». Не совершающий намаз проклят как в жизни, так и после смерти. Большинство вышеперечисленных наказаний Аллаха предписаны тем, кто не совершает намаз умышленно и отвергает обязательство намаза. Байхаки приводит слова Умара ибн аль-Хаттаба: «Один мужчина пришел к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) и спросил: «О Посланник Аллаха, какой из поступков Всевышний любит больше всего?». Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) ответил: «Своевременную молитву. У оставившего молитву, нет религии, а молитва – столп религии». Хафиз аз-Захаби приводит также в книге «Аль-Кабаир» слова Пророка (мир ему и благословение Всевышнего): «Аллах обесценит все благие поступки того, кто умрет в пренебрежении молитвой». Еще он сказал: «Когда раб Аллаха совершит молитву в начале предписанного времени, она будет возноситься на небеса, сияя, пока не окажется у Арша, и она будет просить у Всевышнего прощения грехов для совершившего ее до Судного дня, говоря: «Да сохранит тебя Аллах, так же как ты сохранил меня». Когда же он исполнит ее несвоевременно, она будет возноситься мрачной, дойдет до неба, потом ее скомкают, как старую одежду и ударят ею по лицу совершившего ее, и она будет говорить: «Да погубит тебя Аллах, как ты погубил меня». Это угроза в адрес тех, кто совершает молитву несвоевременно. Представьте себе, что постигнет тех, кто не совершал молитву вовсе. Всевышний Аллах говорит в Коране: «... потом пришло другое поколение, которое пренебрегало молитвами и последовало за страстями, они окажутся в ущелье, кроме тех, кто раскаялся, уверовал и совершал благие поступки» (19:59). Ибн Аббас так прокомментировал этот аят: «Пренебрегали молитвами» не означает, что оставили молитву вовсе, однако, совершали ее, но не вовремя. Тот, кто умрет в этом состоянии, упорствуя в этом грехе, и не раскается в нем, тому Всевышний Аллах обещает ущелье в Аду, очень глубокое и мерзкое. Войдут туда только те, кто небрежно относился к временам молитв». Всевышний Аллах предписал молитву в Ночь вознесения Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) на небеса. Первоначально было предписано 50 молитв в сутки, но по просьбе Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) Всевышний Аллах сократил их количество до пяти, однако вознаграждение за эти пять молитв равно вознаграждению за 50. Всевышний Аллах предписал нам оберегать эти молитвы. Никогда обязанность молитвы не снимается с раба, будь то в путешествии или дома, на войне или при болезни. На войне мусульмане, даже непосредственно во время битвы, обязаны совершать намаз, при этом он совершается особым способом. При болезни молитву также нельзя пропускать. Если больной не может стоять, то молитву дозволяется совершать сидя или лежа. Если невозможно ее совершение и в таких положениях, то молитва совершается, подавая знаки глазами. Если больной и этого не может, то молитва должна совершаться хотя бы мысленно. Когда было совершено покушение на халифа Умара и наступило время молитвы, он пожелал исполнить ее. Находящиеся рядом, удивившись, спросили: «Молитва, о повелитель правоверных!?». «Да, – ответил он, – нет доли в Исламе тому, кто пренебрегает временем молитвы». И он совершил молитву, истекая кровью. Таким образом, молитва обязательна всегда, если душа не покинула тело. Как же тогда может пропускать ее тот, кто здоров и разумен? Так будем же настойчивыми и бережливыми к молитвам, дорогие мусульмане, укрепим связь с Аллахом и будем в Судный день в числе счастливых и спасенных. Аминь! Чем объясняется разное количество ракаатов в обязательных намазах? Все обязательные намазы связаны с пророком Адамом (мир ему). Когда Всевышний Аллах сотворил его, то дал ему сначала две вещи – тело и душу. Этим и объясняется утренний двухракаатный намаз. Все четырехракаатные намазы (обеденный, послеобеденный и ночной) объясняются тем, что при сотворении Адама (мир ему) Всевышний Аллах использовал четыре вещи: воду, землю, ветер и огонь. В завершении своего творения Всевышний Аллах наделил первого человека тремя ценными качествами: разумом, чувством стыда и верой. С этим связан вечерний трехракаатный намаз. |