Мечеть Пророка

Обосновавшись в Медине, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, занялся устройством всевозможных религиозных и мирских дел, и вместе с тем продолжал призывать людей к Аллаху.

Первым из числа шагов, предпринятых посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, стало строительство мечети. Для этого был куплен принадлежавший двум сиротам участок земли, тот самый, на котором верблюдица Пророка, мир ему и благословение Аллаха, опустилась на колени, когда он прибыл в Медину. На этом участке размером примерно сто на сто локтей находились могилы многобожников, какие-то развалины, пальмы и заросли терновника.

Когда земля была куплена, могилы и развалины срыли, а кусты и деревья вырубили. После этого был заложен фундамент мечети глубиной около трех локтей, возведены стены из кирпича и глины и поставлены дверные косяки, которые сложили из камня. Крышу перекрыли пальмовыми ветвями, столбами послужили стволы пальм, а на пол насыпали песок и мелкие камешки. В мечети было три двери, а кибла была ориентирована на север, в сторону Иерусалима. Вместе со всеми мухаджирами и ансарами Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, во время строительства мечети перетаскивал кирпичи и камни, и при этом все участники строительства декламировали стихи, что придавало людям бодрости.

К мечети были пристроены две комнаты, сложенные из кирпича и камней, а крыши этих комнат были перекрыты пальмовыми стволами и ветвями. Одна из комнат предназначалась для Сауды бинт Зам‘а, а другая – для Аиши, да будет доволен Аллах ими обеими, помимо которых у Пророка, мир ему и благословение Аллаха, в то время не было других жен. Что касается Аиши, да будет доволен ею Аллах, то на ней Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, женился, очевидно, в месяце шаввале первого года Хиджры после того, как она прибыла в Медину.



Уроки и выводы

1. Важность мечети в исламском обществе. После прибытия в Медину началось установление нового исламского общества, которое состояло из мухаджиров и ансаров. И самое первое, что сделал пророк, мир ему и благословение, для построения этого общества, было возведение мечети. Почему? Потому что основа мусульманского общества – это вера в Аллаха и приверженность исламской системе жизни, а также братство и любовь между мусульманами. Все эти качества невозможно взрастить без наличия мечети. В ней мусульмане встречаются ежедневно, в ней стираются национальные, материальные и другие преграды, в ней устанавливается между ними истинное исламское братство.

Еще одной основой исламского общества является равенство, которое также невозможно установить, кроме как при наличии мечети, где все стоят в одном ряду равные между собой: богатый и бедный, араб и неараб, белый и черный…

Для того чтобы реализовать все эти моменты Посланник Аллаха поспешил первым дело по прибытии в Медину построить мечеть.

2. Сделка с несовершеннолетними. Ханафиты взяли это за основу для действительности сделок несовершеннолетних. Пророк купил у них это место, а если их сделки не были бы действительными, то как мог бы Пророк сделать это. В свою очередь, ученые, считающие, что сделки несовершеннолетних являются недействительными, (их большинство) опираются на аят:

«К имуществу сирот не прикасайтесь иначе, как лишь с тем, чтобы его улучшить, пока к ним возрастная зрелость не придет» (Коран. 6:152).

Что касается хадиса, то он пришел по другой версии (риваяту) от ибн Уейна, где Пророк, мир ему и благословение, разговаривал не с ними, а с их дядей, который опекал их. Поэтому, мнение большинства будет более правильным.

Во-вторых, у Пророка есть опека над всеми мусульманами и возможно Пророк купил ее как опекун этих сирот.

3. Дозволенность стирать могилы и строить на их месте мечеть, если земля очищена и пригодна для этого. Навави отмечает, что в этом хадисе указывается на дозволенность этого, если земля будет убрана от остатков могил. Также извлекаем из этого эпизода, что земля, в которой находятся могилы, остается в собственности ее хозяина то есть ее можно продавать и передавать по наследству. О мединской земле ученые говорят, что могилы в ней были очень старыми, и она была очищена перед постройкой дома Аллаха.

4. Укрепление мечети является дозволенным, основываясь на поступках Умара и Усмана, которые укрепляли мечеть Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Даже если этого не делал Пророк, мир ему, это не указывает на запрет поступка, так как такой заперт опровергал бы цель, для которой построена мечеть. Далилом является также аят: «Только тот оживляет мечети Аллаха, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, кто совершает намаз, выплачивает закят и не боится никого, кроме Аллаха. Возможно, они окажутся на верном пути». (Коран. 9:18), а оживление мечетей, то есть постоянное их посещение возможно только с укреплением постройки.

Что касается украшения, то некоторые ученые сказали, что это порицаемо (карахат), некоторые, что запретно (харам).

В чем смысл нежелательности или запретности украшения мечети? Мечеть должна направлять сердца верующих к ахирату, к мыслям об Аллахе, однако украшенная мечеть напоминает им лишь о дунья. Ранее бедный чувствовал себя в мечети спокойно, так как это место помогало ему забыть о богатстве и позволяло чувствовать равенство со всеми остальными мусульманами, однако в украшенной мечети он опять вспоминает о своей нужде и место призванное напомнить об ахирате подталкивает его теперь к дунья.

Известно, что Умар повелев однажды построить мечеть, запретил делать ее разноцветной говоря, что это искушает людей. Относительно написания аятов Корана в мечети существуют разные мнения, однако, приводится, что подобное сделал Усман в мечети Пророка, и никто ему не стал перечить.

Рамазан аль-Бути
Фикх ас-Сира
перевод Идрис Магомедов


09.10.2010