29 января 2007
г. все мусульмане отмечают день, известный еще с древнейших времен, день,
который является десятым в месяце Мухаррам и потому называется днем Ашура
(ашара — переводится с арабского как «десять»). Эту памятную дату принято
называть также и Днем поминания пророков, так как именно на этот день, по разным
преданиям, пришлись несколько событий, произошедших с великими пророками Нухом и
Мусой (мир им). То, что об этом
дне знали в Мекке еще до Ислама, известно из нескольких хадисов, а в одном из
преданий приводится интересное событие, послужившее началу поста среди племени
курайшитов: «Однажды племя курайшитов совершило нечто греховное. Это
отягощало их. Им сказали: «Поститесь в день Ашура — это будет способствовать
искуплению греха» (из книги Ю.Кардави). Посланник Аллаха — Мухаммад (мир ему
и благословения Всевышнего), еще до своей пророческой миссии стремился к
благочестию и праведности, используя для этого даже малейшую возможность.
Поэтому, зная о святости Ашуры, он всегда старался поститься в этот день. После
переселения в Медину Пророк (с.а.в.) узнал о том, что местные иудеи также
соблюдают в день Ашура пост. По их словам, таким образом они вспоминали о
чудесном избавлении пророка Мусы (мир ему) от войска Фараона, так как то событие
пришлось на десятый день этого лунного месяца. Услышав это, Пророк Мухаммад
(с.а.в.) сказал, что мусульмане более ближе к пророку Мусе (а.с.) и повелел
своим сподвижникам соблюдать пост в этот день. В силу того, что пост в месяц
Рамадан еще не стал обязательным, мусульмане с радостью откликнулись на веление
Посланника Аллаха. Однако после того, как пост Рамадана стал фардом, пост
в день Ашура (наряду с постом в день Арафата) стал наиболее предпочтительным из
всех дополнительных постов. Некоторые
светские ученые считают, что Ислам является компиляцией иудейской и христианской
религий, однако это мнение основано лишь на том, что эти три вероучения
происходят от одних и тех же прасемитских корней. Что касается схожести, то в
Коране не утверждается о том, что иудаизм и христианство не оставили в себе
Божественного начала, но говорится лишь о том, что они исказились, в результате
чего сбились с прямого пути. Именно поэтому аят Корана говорит: «Мы
ниспослали тебе это Писание с истиной в подтверждение того, что было до него из
Писания» (сура «Аль-Ма’ида», 5:48). Т.о., Коран подтверждает истинность тех
моментов, которые сохранились в Библии от Аллаха, например, принцип единобожия —
Иисус [сказал]: первая из всех заповедей: “слушай, Израиль! Господь
Бог наш есть Господь единый и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и
всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею” (от
Марка, 12:28-31). В то же время другие аяты подчеркивают, что предшествующие
Писания были искажены, и это — одна из причин появления Священного Корана —
последнего в истории человечества Божьего Откровения. В отношении
дня Ашуры была внесена мудрая поправка: наиболее желательным стал считаться пост
не только в десятый, но и в девятый, а также одиннадцатый дни месяца
Мухаррам. Таким образом, пост можно держать и три, и два, и один день. И хотя
при этом соблюдение поста не является обязательным, следует отметить и то, что
наградой за искренний пост в день Ашура, согласно одному из хадисов, является
очищение от грехов. Пророк (с.а.в.) сказал: «Я
надеюсь, что Аллах простит (грехи) за прошлый год» (Сахих
Муслим). В истории
Ислама этот день известен также и другой, весьма печальной и трагической датой —
10 мухаррама 61 г. по хиджре (10 октября 680 г.) в месте под названием Кербела
смертью шахида погиб внук Пророка Мухаммада Хусейн (да благословит их
Аллах и приветствует). Его смерть оставила в памяти мусульман (особенно той
эпохи) неизгладимое чувство. Передается, что многие сахабы Пророка
(с.а.в.) видели в ту ночь Посланника Аллаха в своих снах в горе и печали. Почему
же в этот день многие современные мусульмане забывают об этой трагической дате,
отмечая Ашуру в качестве праздника? Разве представитель дома Пророка (али
Мухаммад), которому мы, в числе других представителей Ахль аль-байт,
каждый день в намазе читаем салаваты («Аллахумма салли аля Мухаммад ва
аля али Мухаммад»), не достоин нашей любви и воспоминаний? Разве имам
Хусейн вместе со своим братом имамом Хасаном (да помилует их Аллах) не является,
согласно хадисам Пророка (мир ему и благословения Всевышнего), Господином всех
шахидов в Раю? Разве имам
Хусейн пошел в этот поход не ради Аллаха? Напротив, он, слыша предупреждения
своих единомышленников о возможном предательстве со стороны жителей Куфы, не
побоялся выступить против несправедливости, против нарушений шариата (в
частности, в вопросе передачи власти). Из истории известно, что отряд имама
составлял всего лишь из менее чем ста человек, в число которых входили и женщины
с маленькими детьми. Справедливо ли поступили войска халифа, окруживших и
продержавших этот отряд в осаде в течение десяти дней? Но даже среди этого
войска в течение этих дней никто не решался напасть на внука Пророка, который к
тому же, по преданиям сподвижников, был очень похож на своего дедушку —
Посланника Аллаха (с.а.в.). Так правильно ли праздновать эту трагическую
дату или не обращать на нее никакого внимания, забыв историю Ислама? Каждый
мусульманин в знак памяти о своих усопших родственниках старается почтить дату
их смерти, читая Коран и делая дуа за их души. Но для всех мусульман
самыми любимыми должны быть Пророк и его семья, что подтверждается и хадисами, и
салаватами. Естественно,
что при этом верующие не должны переходить границы дозволенного, подвергая себя
истязаниям или доводя себя до истерики. Но и полностью игнорировать мученическую
гибель нашего имама невозможно. Кто-то скажет, что Пророк (с.а.в.) нам об этом
ничего не говорил — но как же он мог об этом сообщить, если его внук стал
шахидом после того, как ни Пророка, ни четырех праведных халифов уже не
стало?! Можно сколько угодно рассуждать о соответствии поминания усопших Сунне,
но трудно представить, чтобы Посланник Аллаха (мир ему и благословения
Всевышнего) праздновал бы день гибели своего внука. Наверное, он не только
плакал бы в этот день (так же, как плакал в день смерти своего маленького сына
Ибрахима), но и читал бы молитвы. И какая
разница в данном случае между шиизмом и суннизмом — разве суннитам полагается
меньше любить Пророка и его семью (да благословит их Аллах и приветствует)? Мы
все — аль-хамду лиллях, мусульмане, и в этом конкретном случае по
отношению к трагической гибели внука Пророка никакой разницы между нами быть не
должно. Некоторые грамотные мусульмане уже осознали это, в результате чего,
например, в Турции и шииты, и сунниты вместе отмечают эту дату так, как это
полагается в Исламе — совместным чтением Корана и молитвами. День Ашура как раз
и должен стать отправной точкой объединения всех без исключения благоразумных,
стремящихся к миру и согласию, мусульман. Вероятно, не случайно из всех дней в
году имам стал шахидом именно в этот день — день, который мусульмане
избрали в качестве дополнительного поста; день, который уже вписан в историю
людей Единобожия. Так давайте
же, исходя из этой истории, будем поступать так, как велит нам наше сердце и
разум, не противореча при этом ни Священному Корану, ни пречистой Сунне нашего
Пророка Мухаммада (да благословит его Аллаха и приветствует). Ведь читать
молитвы за усопших, произносить салаваты за Пророка и его семью является
деянием не только благочестивым, но и
богоугодным.