Юбилейный XX Московский Сабантуй-2007 состоится 1 июля - Moskvatatar.ru 20/04/2007 15:36

Вчера в Татарском Культурном Центре Региональной Татарской Национально-Культурной Автономии г.Москвы состоялось заседание Оргкомитета по проведению Юбилейного XX Московского городского Сабантуя-2007. Оргкомитет установил дату проведения праздника - Московский Сабантуй-2007 состоится 1 июля с 10:00 до 21:00 в Конно-Спортивном Комплексе "Битца" (Москва, Балаклавский проспект, д.33, станция метро "Чертановская"), который располагается на Юге Москвы в районе "Северное Чертаново".

Возрожденный в 1987 году городской праздник пройдет в Москве в 20-й раз.

Праздник "Сабантуй" включен в список "Шедевров устного и нематериального наследия человечества" ЮНЕСКО.

В этом году Юбилейный XX Московский Сабантуй-2007 пройдет при активной поддержке Правительства Москвы, Республики Татарстан и Республики Башкортостан.

Праздник совершенно бесплатный, участвовать в спортивных и веселых состязаниях праздника и получить приз за победу сможет любой желающий.

Праздник безалкогольный - продажа и употребление алкоголя на территории запрещены.

Официальное начало праздника в 11:00, Театрализованное торжественное открытие состоится в 13:00

В программе праздника:

Концерт с участием профессиональных и самодеятельных творческих коллективов Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Москвы, и регионов России, различные веселые конкурсы, среди которых традиционные - "битье горшков" и "петушиные бои" и конечно же состязания по национальной борьбе на кушаках "Куряш".
Будет работать Детский городок с детскими национальными играми и соревнованиями, ярмарка и восточный базар, вернисаж, конное шоу, караоке под баян, катание на лошадях и пони, и в завершении - дискотека под открытым небом для молодежи.

На празднике выступят Заслуженные артисты России и Татарстана, популярные молодежные группы из Республики Татарстан, Москвы, и других регионов РФ.

В празднике примут участие профессиональные и любительские творческие коллективы, артисты, спортсмены, общественные деятели из числа выдающихся татар и представителей других народов нашей многонациональной страны.

Расписание мероприятий:

11:00 - 20:00 Массовые гуляния по всей территории КСК "Битца" и Битцевского парка
11:00 - 13:00 Концерт фольклорных коллективов из Москвы, Республики Татарстан, Республики Башкортостан. Малая сцена на главной площади КСК "Битца"
13:00 - 18:00 Караоке под Баян на площадке рядом с национальными играми
13:00 - 13:45 Торжественное открытие праздника "Сабантуй-2006". Большая сцена
13:45 - 14:30 Конно-спортивные выступления. Поле перед Большой сценой
14:00 - 17:00 Концерт детских коллективов. Малая сцена на главной площади КСК "Битца"
14:00 - 19:45 Состязания по Национальной Борьбе на Поясах "Куряш". Майдан
14:00 - 19:45 Народные игры и спортивные состязания
14:30 - 20:00 Концертная программа коллективов из Республики Татарстан, Республики Башкортостан и Москвы
17:00 - 20:00 Дискотека для молодежи на главной площади КСК "Битца"
20:00 - 20:30 Награждение победителей национальной борьбы на поясах. Большая сцена
20:30 - 21:00 Торжественное закрытие праздника

Адрес места проведения праздника "Московский Сабантуй-2007": Москва, Балаклавский проспект 33, Конноспортивный комплекс "Битца", метро "Чертановская".
C 10:00 от станции метро "Чертановская" до КСК "Битца" будут ходить бесплатные комфортабельные автобусы.


По всем вопросам можно обратиться в Оргкомитет Московского Сабантуя

Телефоны: 953-97-81, 953-05-59, 953-87-04, 951-87-59

email: info@mossabantuy.ru

MOSSABANTUY.RU - Официальный сайт "Московский Сабантуй"

Адрес: Малый Татарский переулок, дом 8, Московский Татарский культурный центр

Проезд: станции метро «Новокузнецкая», «Третьяковская», «Павелецкая» (кольцевая), От метро пешком 10 минут или 1 остановка на любом трамвае до остановки «Вишняковский переулок»



САБАНТУЙ - ПРАЗДНИК ТРУДА, НАДЕЖДЫ И ДРУЖБЫ


Сабантуй -это первый летний праздник, праздник плуга и полевых работ. Проходит он между двумя важными полевыми работами - посевом и сенокосом
Сабантуй - это кипение жизни, которое захватывает в свой водоворот каждого.
Сабантуй - это возвращение к своим истокам, возвращение в свою родную среду.

Когда мы видим наши полные энергии танцы, слышим родные напевы, мы испытываем гордость за наш народ, сумевший, несмотря на невзгоды, сохранить традиции, в которых воплощено то, чем испокон веков дорожили татары - это вдохновенный труд, радость созидания, глубокое чувcтво солидарности. (Р.С.Акчурин)

Сабантуй - праздник не только весны, но и праздник надежды. Он проводился на наших землях даже в самые тяжкие времена. Даже в послевоенные годы, когда люди жили трудно и бедно, Сабантуй отмечался всегда. В эти дни люди раскрепощались от от повседневных тягот и забот, они отдыхали сердцем и душой, в них раскрывались прекрасные таланты, пробуждалась надежда на будущее. (Р.М.Смаков)

Сабантуй -не только название нашего популярнейшего народного праздника. Название уже давно переросло в понятие, в образ мироощущения. таковым оно, кстати, вошло и в сознание русского народа. Полмните, начало бессмертной поэмы А.Твардовского "Василий Теркин"? Наш общий любимец - солдат, рассуждает о трех видах Сабантуя на войне - малом, среднем и главном (М.А.Гареев)

С незапамятных времен у татар было 2 праздника Сабантуй и Жыен. Со временем, будучи близки по содержанию они слились вместе, в один Сабантуй. Раньше праздник отмечали до начала весеннего сева, придерживались ряда обрядов аграрного культа и народных игр - борьбы, скачки на лошадях, разбивание горшков. Теперь -это уже национальный праздник татар, который устраивают обычно после окончания весенних полевых работ. Сабантуй - яркое выражение любви татар к кормилице земле и честному труду, после завершения которого не грех и повеселиться от души! В наши дни Сабантуй перестал быть замкнутым праздником, перейдя национальные границы, став тем самым праздником дружбы. В нем активно и охотно участвуют другие народы - удмурды, чуваши, русские. (Э.Р.Тенишев)


МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК САБАНТУЙ

В годовом календаре всех земледельческих народов самым ответственным этапом считаются сев и жатва. Так, у татарского народа есть большой праздник "Сабантуй" , что значит- праздник плуга. Проводится он по окончанию сева, потому что весенний сев считался самым подходящим моментом для приобщения подростков к самостоятельному труду. Как гласит татарская пословица "С начала труд, а почести придут потом". И действительно, на поле выходила мать, ближайшие родственники , чтобы посмотреть на чудо: сын, молодой человек , прокладывает самостоятельно первую борозду в своей жизни. Народы, проживавшие долгие годы рядом, не только не враждовали, но наоборот, происходила преемственность культур, обычаев , образа жизни.

Сабантуй насыщен умными, подвижными играми, соревнованиями. Да, "предков заветы не развеют ветры". На празднике было много "можно" из того, что Коран запрещал. Так, по мусульманским заветам, женщине нельзя было появляться в людных местах с мужчинами , а на сабантуй женщины приходили. Шариат требовал, чтобы невесту, и особенно жениха выбирали родители, а на сабантуе молодые люди сами знакомились, водили хороводы, влюблялись. Редко какой парень не вынашивал надежду понравиться девушке, показать ей, на что он способен . Как говорит народная мудрость: "Конь узнается лишь в упряжке санной, а богатырь - в схватке бранной". Присутствие девушек на сабантуе, а они не принимали участия в состязаниях, были только зрительницами, вдохновляло джигитов, делало их отважными. "Возможное - сделает каждый, невозможное - отважный". Мужчина, ставший джигитом аула, ездил и в другие деревни для состязаний. Его освобождали от тяжелого труда, берегли. В самой организации Сабантуя был заключен принцип: "Не обидеть, не оскорбить, не унизить ни одного человека. Никто не должен уйти с тяжелым сердцем, с обидой".

Есть у Сабантуя одна особенная черта. Его приближения ждал не только татарин , но и русский , чуваш, мариец. Сабантуй постепенно стал праздником межнациональным. На этот праздник татарин приглашал односельчанина любой национальности. Много дополнений внесли эти народы в празднованье Сабантуя. Воистину " средь полей ходить - землю познать, средь людей ходить - народ узнать". Для сабантуя - характерно поразительное единство зрителей и выступающих . Каждый из присутствующих в любой момент мог включиться в состязание , т.к. они были для всех знакомы , понятны , всеми единодушно принимались. Их мог придумать народ энергичный, добрый и жизнерадостный. Борьба - куряш на поясах, конные скачки многие другие, не менее увлекательные. Мы выбираем игры, исходя из наших возможностей, но не менее интересные. Хочется обратить ваше внимание и на то, что ушло, забылось…

Так призы , которые дарились победителям состязаний , готовились всю зиму. Готовили их только молодые женщины , которые вышли замуж, после последнего сабантуя . Вышивали бисером и нитками тюбетейки , кошельки, кисеты, шили рукавицы, камзолы. Они тоже по-своему состязались в рукоделии . Но самым почетным (именно почетным, а не дорогим)подарком считалось вышитое полотенце - тастымал. Его вешали в центре майдана на шест, дарили по окончанию сабантуя новоявленному батыру. Он уносил его прямо с шестом, сделав круг почета (обычно в финале празднества). Полотенце нашего Сабантуя мы также сегодня вручим батыру состязаний. Заканчивался праздник Сабантуй гулянием молодежи до утра. Водились хороводы, пелись песни, играли скрипки, мандолины, гармони…

Сейчас в Казани во время летнего солнце стояния проводится республиканский Сабантуй, который стал национальным праздником. Чудный праздник единения и веселья - сабантуй, живи и радуй людей. Какие бы обороты и скорости не набирала история, а ты остался, как твой крепкий, энергичный народ, богатый на творчество и мудрость. "Хоть брось его в грязь - алмаз всегда алмаз" - пословица говорит, как -будто специально о Сабантуе… Не забывайте, люди, традиций сабантуя, цените его солнечную энергию, уважайте национальную культуру народа, обогатившего нашу жизнь прекрасными обычаями и. традициями.
 

 




 


 

В рядах первых метростроевцев в Москве было очень много татар. Они приехали на Метрострой из различных концов Советского Союза, но в основном из Татарии и Башкирии. Ютились в бараках, разбросанных по всем уголкам огромного города.

До приезда метростроевцев в столице жило немало татар и они даже проводили Сабантуй в Нескучном саду Центрального парка культуры и отдыха.

Первый ведомственный Сабантуй прошел 12 августа 1934 года в одном из садов Москвы.

Сад был украшен лозунгами, а начался праздник, как и все мероприятия того времени с политического доклада.
3атем состоялся большой концерт, на котором выступили артисты-студенты татарской и башкирской студии при Московской консерватории и самодеятельные артисты.

После концерта состоялись народные игры и различные соревнования, в том числе по бегу: спортивному и потешному — в мешках, с ложкой с вложенным в нее куриным яйцом и т.д.

К сожалению, основа основ любого Сабантуя — национальная борьба на кушаках — организаторами того Сабантуя была упущена вообще.
До глубокой ночи шел заключительный концерт. Гости не хотели расходиться.

На следующий день общероссийская газета на татарском языке того времени опубликовала отзывы об этом Сабантуе. Все отмечали его не плохую организацию. А самое главное, что для устроения подлинно народного праздника не были привлечены представители самого народа, знающие национальные традиции проведения Сабантуя.

"Московский Сабантуй" проходил в "Нескучном саду" до 1940 года. в 1939 году Абсолютным Батыром стал диктор всесоюзного телевидения и радио Сергей Михайлович Балашов.

С 1940 по 1988 г.г. - в эпоху коммунистического тоталитаризма, Московский Сабантуй не проводился.

Это было страшное время - чудовищный сталинский геноцид и его следствие- Великая Отечественная Война, сменивший его оголтелый хрущевизм, не сильно отличавшийся от сталинизма, затем период брежневского застоя -время преследований за инакомыслие и свободомыслие, время "холодной войны" с западом. И как опофеоз -горбачевская "перестройка", завершившая собой эту эпоху.

Возрожден Московский Сабантуй был только в 1989 году.

С 1989 по 2002 года Московский Сабантуй проходил в Измайловском лесопарке парке г.Москвы.

С 2003 года - Московский Сабантуй проходит в Конно-Спортивном Комплексе "Битца".
 


 


Татарлар.ру