История
села Медяны
Нижегородская область —
52rus
Деревня
МЕДЯНА
Общие
сведения |
Медяна (или Медяны) — деревня в Краснооктябрьском
районе Нижегородской области, в 40 километрах к югу
от города Сергач и в 15 километрах к югу от
райцентра Уразовка. Координаты 55°18´ с.ш., 45°41´
в.д. Крупный религиозный центр до революции (деревня
известна с 1674 года, а в 1917 году тут
насчитывалось пять соборных мечетей, все они были
разрушены к 1952 году) и ничем не примечательное в
советские годы татарское поселение с 1989 года
превращается в один из главных в России центров
ислама — религиозно-просветительский комплекс
"Медина".
Название "Медяна", по одной версии, имеет русское
происхождение ("Медная"), по другой, действительно,
произошло от названия "Города Пророка" -
ближневосточной Медины. В обоих случаях название
было изменено татарским языком.
Основное занятие местных жителей — животноводство, и
в окрестностях Медяны постоянно можно увидеть
довольно крупные стада коров, овец, коз и т.д.
|
Что
смотреть |
Время на осмотр: 1—2 часа.
Зачем ехать в Медяну:
1. Мусульманский религиозно-просветительский
комплекс "Медина", включающий мечеть Рашида — один
из наиболее интересных образцов современной
исламской архитектуры в России.
2. Территория расселения нижегородских татар —
мишарей, с ее этническими пейзажами, деревнями,
мечетями, живым татарским языком и обычаями.
Мечеть Рашида и клуб.
Фото: Илья Буяновский
Ориентация. Медяна —
деревня, разбросанная по склону довольно высокого
холма.
Вся планировка Медяны — несколько улиц, а
минареты Рашиды, расположенной на въезде в деревню,
видны отовсюду.
Возведение мусульманского
религиозно-просветительского комплекса "Медина",
ведущееся на средства крупного татарского мецената и
предпринимателя Фаиза Гильманова, пока еще далеко от
завершения.
Построены лишь здания мечети, клуба и
поликлиники.
Однако в перспективе здесь должен
возникнуть главный в России Исламский институт,
музей ислама, гостиница и ряд других зданий, макеты
которых уже сейчас можно увидеть в музее под мечетью Рашида.
Мечеть Рашида —
наиболее примечательная постройка села. Возведенная
в 1992—1994 годах и названная в честь матери
Гильманова, мечеть Рашида — один из лучших образцов
современной мусульманской архитектуры в России, а
строивший ее архитектор Ильяс Тажиев прославился
также возведением мечети на Поклонной горе в Москве.
Действительно, две мечети во многом похожи, но
Рашида, уступающая в размере, смотрится гораздо
оригинальнее и своеобразнее.
В плане мечеть похожа
на цветок с пятью лепестками (такая планировка
выбрана потому, что эта мечеть — как бы подарок
женщине, чьим именем она названа, а женщинам дарят
цветы), причем три "лепестка" увенчаны небольшими
куполами, а "лепестки", расположенные по бокам от
входа, переходят в минареты довольно оригинальной
формы (ближе всего к туркестанскому типу минарета).
Вся мечеть выстроена из красного кирпича, внутреннее
же ее убранство (растительные орнаменты, суры из
Корана) выполнено в бело-золотых тонах, причем
интересна планировка: "лепестки" представляют собой
что-то вроде приделов в православных церквях. Под
мечетью, в бровке холма, находятся небольшой
музей (достаточно
бедный, история и природа района) и гостиница.
Перед лестницей, ведущей ко входу в мечеть,
установлен монумент
Йа-Син — памятник всем мусульманам,
уничтоженным советской властью. Монумент
представляет собой ажурную металлическую стеллу
высотой 25 метров, на каждой из шести граней которой
закреплено по двенадцать металлических пластин с
прорезанной в них лазером молитвой, посвященной всем
безвинно погибшим за веру.
Расположенные рядом с мечетью
клуб и
поликлиника —
более стандартные, хотя и довольно интересные
современные здания, однако поликлиника здесь
оборудована по последнему слову техники, и видеть
такое в деревне достаточно непривычно. Над входом в
поликлинику вместо христианского красного креста
изображен мусульманский красный полумесяц.
Значительный интерес представляет и простая
сельская застройка
Медяны. Живущие здесь татары в основном зажиточны,
поэтому в селе много современных кирпичных домов с
узорами из разноцветного кирпича, ажурными решетками
и рядами полумесяцев на крыше — чтобы получить
представление об архитектуре Медяны, лучше всего
прогуляться по улице, на которой стоит поликлиника.
В целом Медяна производит впечатление единого и
целостного ансамбля современных построек, и со
временем может быть "осознана" как архитектурная и
историческая достопримечательность Поволжья.
Вообще же, татары-мишари составляют почти все
население деревни, и здесь татарская культура не
только сохранилась в полной мере, но и динамично
развивается.
Татарский язык здесь является языком
повседневного общения, местные жители исповедуют
ислам, да и внешне, чертами лица и телосложением,
мишари сильно отличаются как от русских, так и от
казанских татар.
Если вас интересует татарская
культура в современном виде, посетить Медяну было бы
интересно вдвойне, тем более, что местные жители
отличаются доброжелательностью.
|
Окрестности |
Межпьянье2
— земли, ограниченные с юга,
запада и севера рекой
Пьяна, делающей поворот почти на 180
градусов, и считающейся "самой извилистой рекой
России" — при длине реки более 400 километров исток
и устье отстоят всего на 50 километров друг от друга
(отсюда название). Это территория расселения мишарей
— одного из наиболее самобытных татарских субэтносов,
и поэтому Межпьянье очень сильно отличается от
окружающих земель.
Пейзажи Межпьянья —
холмистые степи,
причем иногда пейзаж здесь похож на крымский или
донской: высокие холмы, рассеченные балками, и ни
одного дерева до самого горизонта, хотя в 20
километрах севернее уже начинаются леса. Посреди
степи находится лесной остров —
Ичалковский Бор.
Разбросанные по этим степям
татарские села
разительно непохожи на русские деревни, причем
татары почти везде живут зажиточно: деревни
застроены добротными кирпичными домами, оборудованы
водопроводом и газом, хорошо озеленены, и больше
похожи на небольшие городки. Почти в каждой деревне
имеются современные
мечети (как правило кирпичные, довольно
примитивной архитектуры), причем в некоторых селах
(пример — селo Чембилей) мечетей может быть
несколько.
Семеновка
— деревня между Сергачом и Уразовкой, Координаты
55°27´ с.ш., 45°36´ в.д. В Семеновке находится
современный памятник,
посвященный 58 мусульманским священнослужителям и
татарским интеллигентам, расстрелянным в 1919 году
без суда и следствия в овраге недалеко от села.
Правила поведения в
мечети. В татарские мечети
допускаются все (не только мусульмане), но
женщина должна быть в длинной юбке и с
покрытой головой (это соблюдается гораздо
строже, чем в православных храмах), мужчина
должен обязательно снимать обувь (не
беспокойтесь за чистоту пола и сохранность
обуви).
Кроме того, лучше воздержаться от
посещения мечети в намаз (мечеть будет
закрыта для туристов). Ну и, естественно,
следует соблюдать элементарные правила
вежливости.
Проезд. Добраться
до Медяны на
общественном транспорте довольно
трудно. Путь туда лежит через город Сергач,
в котором останавливаются почти все поезда,
идущие в направлении Казани. Имеется даже
прямой фирменный поезд "Серебряные ключи"
Москва — Сергач (для райцентра случай почти
уникальный). Из Сергача нужно
добраться до села Чембилей (его проезжают
два транзитных автобуса, следующих из
Нижнего Новгорода в деревню Сеченово, и один
автобус, следующий в Ульяновск), а оттуда
еще 5 километров пройти пешком.Такси из
Сергача до Медяны стоит 350р. в одну
сторону.
Важно также знать, что в окрестностях
Сергача есть две деревни с названием Медяна:
одна в Краснооктябрьском районе, другая в
Пильненском. Не перепутайте!
На автомобиле.
Из Москвы быстрее всего по М8 на Владимир и
Нижний Новгород, в Лысково свернуть направо
на Р162, проехать Сергач, в Чембилее
свернуть направо на Медяну. Из Москвы 600
км, из Нижнего Новгорода 180 км. Из Казани
по М8 до Воротынца, налево через Спасское на
Сергач, затем по Р162 до Чембилея и свернуть
направо на Медяну, 320 км. Из Ульяновска
через Сурское, Алатырь и Сеченово до
Чембилея, там свернуть налево на Медяну, 320
км.
Питание. Поесть в
деревне негде. Местный клуб — возможно,
лучшая среди сельских дискотек России, и в
нем собирается молодежь со всех окрестных
деревень.
Размещение. Пока в
Медяне можно переночевать в номерах,
расположенных под мечетью Рашида, рядом с
музеем, хотя в перспективе в Медяне должен
быть возведен гостиничный комплекс.
|
|
(Краснооктябрьский
район, Нижегородская область)
Начало этой
самой молодой по возрасту среди татарских деревень
Нижегородской области относится к последней четверти
XVII
века. В те времена в пределах активно осваиваемого Алатырского
уезда почти не осталось свободных, не занятых под деревни и
пахотные угодья земель. Одним из таковых немногочисленных
«ничейных» участков был в 70-е годы
XVII
века участок, расположенный между уже существующими тогда
Чембилеем и Ключищами.
В начале 1674
года 26 служилых и неслужилых татар из разных татарских
деревень Алатырского уезда обратились с просьбой в уездную
администрацию выдать им 1560 четей свободных земель близ реки
Большой Медяны. 25 мая 1674 года чиновники отправились на
осмотр и измерение тамошних угодий и отделили лишь шести
служилым татарам «против их челобитной о пашне в 1560 четей» -
730 четей (от 60 до 150 на служилого). Через месяц, 25 июня
1674 года, вся группа из этих 26 весьма настойчивых подданных
вновь била челом в высокие инстанции на предмет подтверждения
их прав.
Уездная администрация во главе со стольником князем
С.В.Долгоруковым, тщательно разобравшись в ситуации,
подтвердила права лишь шести служилых татар на участки от 60
до 150 четей, остальным было отказано. Как показала дальнейшая
практика, остальные 20 неслужилых также поселились с новыми
татарскими помещиками, совместно возведя новую деревню Медяну,
не имея при том прав землевладельцев.
Тогда же
начала складываться медянская исламская община. Из 26 первых
домов Медяны деревня стала быстро разрастаться.
В середине
XVIII
века имамом (муллой) Медяны стал Салим Исламов. По-видимому,
ему удалось хорошо воспитать собственного сына Абдул-Карима в
духе исламских традиций и сделать его образованным человеком.
Впоследствии Абдул-Карим и был избран религиозной общиной
Медяны на должность имама. Он жил и работал в последней
четверти
XVIII столетия и был не
только состоятельным, но и уважаемым человеком. Известно, что
в 1788 и 1799 годах он приобрел два больших земельных участка.
Причем, он не был лишь рядовым служителем исламского культа, а
возглавлял на рубеже
XVIII
- XIX
веков мухтасибат, то есть был мухтасибом. Об этом
свидетельствует его собственноручное прошение от 1801 года, в
котором он представлялся следующим образом: «Курмышского
уезда, Рыбушкинской волости, татарской деревни Медяны Главный
Мухтасиб соборный мулла Абдул Керим Салимов». Упоминание в
приведенном источнике понятия «соборный имам» прямо указывает
на наличие в Медяне конца
XVIII
века соборной мечети. Выявленная деятельность А.Салимова как
имама в 80-е годы того столетия дает основание считать, что
уже в 1780-е годы в Медяне была мечеть.
На протяжении 80-90-х
годов XVIII
века он составлял и заверял массу документов земляков и
жителей близлежащих татарских деревень.
В 1790 г. в
деревне насчитывалось уже 226 дворов, где проживало 1579
человек (779 мужчин и 800 женщин). Рядом с Медяной
располагались четыре ветряные мельницы, а общая площадь
земельных угодий составляла 3365,5 десятины.
Согласно
источникам, в начале
XIX
века в медянской мечети работало два священнослужителя.
Исламские традиции прочно вошли в сознание большинства жителей
деревни. В православие шли неохотно, преимущественно под
воздействием жизненных невзгод. Так, в 1805 году медянец Абтей
Бинеев, осужденный за кражу целой телеги товаров и желая
избежать наказания, заявил о желании стать новокрещеном.
В 1850 году в
Медяне открывается мактаб. А в 1852 году в разросшейся Медяне
фиксируются уже две мечети. Обязанности имамов в них исполняли
Арифулла Садеков и Абдел Вяхмят Сагидов. Деревня стала
довольно многолюдной: в 1859 году в её 501 дворе насчитывалось
3587 человек. Теснота, малоземелье и иные обстоятельства
заставили в 60-е гг.
XIX
в. сотню медянцев (46 мужчин и 58 женщин) подать министру
внутренних дел просьбу разрешить им переселиться в Турцию.
Тогда с подобными обращениями выступали мусульмане не только
Симбирской губернии (в состав которой входила Медяна), но и
иных губерний. Однако в социально расслаивающейся деревне
имелись и вполне зажиточные селяне. В честности небедный
медянец Багаутдин совершил хаджж в Мекку. Благодаря
пожертвованиям медянцев в 1907 году в деревне удалось открыть
ещё один мактаб.
Накануне
событий 1917 года в Медяне насчитывалось пять соборных
мечетей. Это не было удивительным на фоне роста
народонаселения. В 20-е годы
XX
в. там имелось 1388 дворов; многие из медянцев жили за счет
пчеловодства.
Благодаря
поддержке верующих храмы продолжали функционировать.
Стараниями священнослужителей приходы были оформлены властями,
как законно действующие «общества». Это произошло в период с
1923 по 1927 гг. Тогда в первой соборной мечети место имама
занимал Ахметжан Амутдинов. Абдул Вахитов был духовным главой
второго прихода. Уважаемый и ученый человек, Абдрахман Хасянов
совершал богослужения в третьей соборной мечети. В апреле 1923
года «общество» четвертой мечети (число прихожан которой
составляло 541 человек) подтвердило свое желание содержать
приход своими пожертвованиями. Хасян Жамалетдинов и Халилулла
Хусяинов, будучи авторитетными и достойными лидерами, остались
в должности «соборных» имамов. На молитву в мечеть верующих
призывал азанчей Хаммят Шиафетдинов. Муллой пятой соборной
мечети в этот период являлся Фатех Каберов (Фатех Кабирович
Вахитов) (1890–1937).
После 1917 г.
шло постепенное вытеснение религиозного элемента в образовании
и замена его светским. В здании, специально выстроенном для
мактаба в 1903 году, в 20-е годы расположилась «советская
школа I
ступени». Со временем именно недостатком помещений для
образовательных учреждений мотивировали изъятие мечетей у
верующих.
Первая из пяти
существовавших мечетей, если начинать отсчет с восточной части
селения, была единственной, имевшей крытое железом здание. Эту
мечеть называли в советские времена мечетью Фатеха-муллы, по
имени имама. В 1936-1937 годах здание мечети разрушили, сняли
минарет. Подвергся репрессиям мулла Фатех Кабирович Вахитов. О
возможном аресте его предупредил тогдашний председатель
колхоза Сафа Салямов, (около 1895 г. р.; умер в Москве в
1960-х годах). Однако Фатех-мулла не захотел оставить родное
село и никуда не уехал. Он был арестован и расстрелян в 1937
году (Кстати, и сам председатель колхоза Салямов был
репрессирован: отбыл в местах лишения свободы шесть лет;
репрессировали также его сына и дочь). До 1952 года в здании
мечети размещалась начальная школа (2 класса обучения).
Некоторое время в 1952 году помещение использовали как
зернохранилище. Поскольку здание было в опасном, аварийном
состоянии, в том же, 1952 году, его разобрали. Позже на этом
месте поставили конюшню, которая существует и поныне.
Вторую мечеть
в деревне называли мечетью Абдуллы-муллы. Там исполнял
обязанности имама упомянутый Абдул Вахитов из семейства
Каберовых, брат Фатеха-муллы. Мечеть была того же размера, что
и Фатеха-муллы, здание обшито тесом. В 1937 году с мечети был
снят минарет, и некоторое время здание использовали под склад.
После войны, ориентировочно в 1952 году, оно было разобрано и
на этом месте из полученного материала поставлен клуб.
Следующая,
третья мечеть также пострадала в 30-е годы. Имамом в ней был
Ахметжан Амутдинов. Эта мечеть являлась первой соборной
мечетью. В 1937 году с нее сняли минарет и стали использовать
под пионерский клуб, в годы войны здесь помещалось
зернохранилище. Наконец, в 1952 году здание разобрали и
построили из полученного материала медицинский пункт.
Здание
четвертой мечети (мечеть Хасяна-муллы) было сломано в 1939 или
в 1940 году. К тому времени ее муллы Хасяна Жамалетдинова уже
не было в живых, 85-летний имам погиб через 16 дней после
ареста, будучи под следствием. Поскольку в деревне Чембилей
планировалось открыть школу, брус, бревна и доски, оставшиеся
от здания мечети, перевезли к месту строительства.
Еще одна,
последняя по счету, мечеть (Абдрахмана-муллы) после снятия в
1936-1937 годах минарета, долгое время пустовала. Абдрахман
Хасянов был предупрежден о возможном аресте и успел уехать в
Тверь, где долгое время скрывался, избежав в конечном итоге
репрессий. Здание мечети, в которой исполнял обязанности имама
Хасянов, также в 1952 году было разобрано, а из полученного
материала построили медпункт.
Снимали
минареты и разбирали здания плотники той же деревни Медяны. В
50-е годы мусульмане Медяны молились в частных домах.
Обязанности муллы выполнял Ф. Мусин (1874 г. р.).
В конце 80-х
годов мусульманская община деревни Медяны обратилась к властям
с просьбой о ее регистрации. Активно хлопотал об этом
избранный приходом председателем «религиозного общества»
Абдулкадер Дианович Ашрафетдинов (1928 г. р.). 15 мая 1989
года была получена справка от местных властей о регистрации, а
также соответствующий документ за подписью муфтия Духовного
управления мусульман европейской части СССР и Сибири Талгата
Таджуддина.
Первый
Курбан-байрам (праздник жертвоприношения), проведенный теперь
уже зарегистрированной общиной, собрал 362 человека. Было
забито 67 голов скота. Собрано 6817 рублей добровольных
пожертвований (в том числе от продажи шкур поступило 775
рублей). Хотя в деревне немного жителей (около 750 человек),
но уже есть хаджи, например, вдова Рахима Имаметдинова.
4 августа 1989
года председателем мусульманского «религиозного общества» села
был избран Фаиз Абдуррахманович Гильманов, уроженец Медян, его
заместителем стал А. Д. Ашрафетдинов. Было задумано и
развернуто строительство мечети.
В июне 1994
года был укреплены золотистые полумесяцы над минаретами новой
соборной мечети в Медянах. Выполненное по оригинальному
проекту (генеральный архитектор комплекса Ильяс Ибрагимович
Тажиев) масштабное сооружение стало одним из лучших примеров
исламского зодчества в пределах Нижегородчины.
Широкую
материальную поддержку в его проектировании и возведении
оказал уроженец Медян Фаиз Абдуррахманович Гильманов,
назвавший эту мечеть в честь матери «Рашида». В торжественной
обстановке при участии мусульманского духовенства и
представителей посольств ряда восточных стран (Саудовская
Аравия, Турция, Иран и др.) были открыты соборная мечеть,
медресе и административно-гостиничный комплекс.
В настоящее
время создана библиотека. Комплекс «Рашида» включает в себя
монумент «Йа-Син», посвященный памяти имамов и мулл, погибших
в результате сталинских репрессий 30-х годов
XX
века.
В деревне
возведено новое здание клуба, активно строится новая больница.
Ф.А.Гильманов оказывает постоянную прочную помощь в
строительстве этих объектов.
В настоящее
время в мечети «Рашида» имамом служит Рамис Хайдарович
Ашрафетдинов (1964 г.р.), а муаззином Мансур Абдрахимович
Мусин (1928 г.р.). На полуденных молитвах собирается 4
человека, на пятничных - 30, на праздничных под сводами мечети
сходятся до 150 верующих. Общину по-прежнему возглавляет Фаиз
Абдрахманович Гильманов.
Село Медяна. Отчет 3
В
шикарном указателе на дороге - стилизованный кирпичный
минарет этажа в два и стела - название села написано
арабским и латинским шрифтом, причем, в латинском после
буквы d стоит не ja, как это полагалось бы, а i. Медяна,
таким образом, превратилась в Медину - тезку второго по
святости мусульманского города. И дата основания
поставлена весьма древняя - 1674. Лихо задумано.
Хороший мусульманский бренд. При его помощи, заурядная
Медяна, фигурирующая на географической карте,
превратилась в легендарную Медину. Соблазнившись
названием, свернули на три километра в сторону.
Недалеко от указателя находится автобусная остановка,
около нее стояло несколько человек с сумками,
возвращвшиеся с рынка в Уразовке. Среди них был старик
лет 70, как выяснилось - татарин из Медяны. На вопрос,
как живут в Медине, он ответил: "Деревня богатая. Ты
ведь знаешь, татары богатство любят. А русские - черный
хлеб есть, и ладно. Нет, мы - богатые. Мечеть у нас
самая лучшая. Колхозы все работают. Поля есть, скот
есть, трактора есть. Живем. На базар в Уразовку ходят
потому, что у татар деньги есть. Но покупают мало -
ходят посмотреть. А покупают мало, потому что сейчас в
магазинах все есть.
В селе
три магазина. Живут татары, но есть чуваши и русские.
Русские - учителя, чуваши работают на ферме. Мечеть
построена на деньги хорошего парня. Из Медяны уезжают
мало. Молодежь из села уезжает, но кое-кто и остается. А
уезжают, в основном, в Москву".
Добравшись до Медяны, мы обнаружили, что она застроена в
значительной мере новыми двухэтажными домами из
силикатного кирпича, на некоторых из них имеется
характерная деталь: конек, украшенный полумесяцем; на
других - своеобразные деревянные светелки.
В
центре села возвышается великолепная краснокирпичная
мечеть с куполами и четырьмя минаретами, построенная на
личные деньги одного предпринимателя. Точнее, это даже
не мечеть, а мусульманский историко-культурный центр. В
мечети нас встретил, по-видимому, прораб, ведущий ее
строительство.
Хотя
мечеть действует уже с 1992 года, в ней, по его словам,
постоянно ведутся работы. Интересная архитектура
(архитектор Ильяс Таджиев из Казахстана). Комплекс (в
одном здании, будут и другие) включает все традиционные
элементы мечети: зал для молитвы (женский - на втором
этаже, за резной решеткой), помещения для омовения,
разные проходы для мужчин и женщин, кабинет муллы,
гостиницу, медресе.
Из
нового - радиорубка, музей мусульманской истории,
компьютерный класс, лингафонный кабинет, чайхану, кухню.
Интерьеры мечети оформлены с необыкновенной
тщательностью и богатством. Стены облицованы мрамором,
местами инкрустированы зеленой яшмой, металлом и др.
камнями; потолки и люстры изготовлены из резного
алебастра (ганча), на потолках гирихи - росписи.
То,
что было сделано несколько лет назад и их не устраивает
по качеству, переделывают. Собственно мечеть застлана
коврами. Помещение для омовения оформлено на уровне
европейских стандартов. Медресе посещает в выходные дни
50-60 детей. Особо сильное впечатление произвели номера
гостиницы, входящей в комплекс мечети. Они обставлены
богатой мебелью, застланы коврами, состоят из двух
комнат. В углу одной из них стоит большой глобус,
стилизованный под средневековье.
Здесь
же - компьютер, ксерокс, принтер, громаднейший
телевизор, а также телефон с корпусом из оникса на таком
же столике. Строится мечеть руками приезжих
высококвалифицированных мастеров. Местная власть, по
шутливым словам прораба "только палки в колеса вставляет
- то десять ведер цемента ему надо, то пятнадцать
песка". При этом он указал на главу местной
администрации, который как раз и находился рядом. А тот
подтвердил его слова золотозубой улыбкой: " А я что, у
меня только ручка и бумага". Кстати, на здании
администрации, находящейся как раз напротив мечети,
висит невероятно драный и выцветший российский флаг.
Прораб
рассказал, что на волне перестройки сменили редактора
местной газеты, поставив молодого журналиста. Газета
стала хвалить местны власти. Прораб: "Очень сладко
пишет. Я называю ее "Сникерс". Прораб работает и
показывает результаты с явным удовольствием, относясь к
нам очень доброжелательно. Говорит: "Подольше бы эта
работа не кончалась. И не только потому, что платят, а
работать интересно. Все время можно сделать что-то
новое. Вот вчера придумали, как сделать лингафонный
кабинет, не предусмотренный проектом".
Описанные выше факты позволяют предполагать, что Медяна,
явочным порядком переименованная в Медину, мыслится
заказчиками мечети как будущий духовный центр не только
всех мусульман Нижегородской области, но и, возможно,
всего Поволжья.
Недаром в разговорах подчеркивалось, что это - самая
лучшая мечеть в России. Несомненно, в ее строительство
вложены огромные деньги.
Можно
предположить, что стоимость этой мечети превосходит
затраты на строительство всех новых православных и
старообрядческих церквей Нижегородской области. Как
видим, Медяна является одной из активнейших зон роста в
области.
|
| |
|
|
НАШ ПАРТНЕР
|
|
| |
|
|
|