Нижегородские
татары-мусульмане со скорбью вспоминают о событиях начала XX
века.
87 лет назад деревня Семеновка (Семеновская)
Краснооктябрьского района области была буквально залита кровью
невинных жертв политического террора. В 1999 г. на месте
расстрела жителей и мулл деревни Семеновка был открыт монумент
памяти всех репрессированных за годы Советской власти
мусульман. Даже в морозные дни к монументу приходят
жители татарских деревень, чтобы почтить память погибших.
Ежегодно мемориал
в Семеновке посещают тысячи мусульман из разных уголков
России, из Германии, Финляндии и других стран, где живут
мусульмане выходцы с Нижегородчины.
ХРОНИКА ТРАГЕДИИ В ТАТАРСКОЙ
ДЕРЕВНЕ:
«К январю 1919
года общественные настроения в Семеновской достигли пика
недовольства.
12 января.
Отряд реквизиторов, руководимый И.Богатовым, прибыл в
Пошатово и стал изымать ценности у части местного населения. В
Семеновской распространяются слухи: «Вот едет Чрезвычайка нас
грабить».
13 января,
середина дня. Команда под руководством Богатова сумела
набрать ценностей у семеновцев и готовилась к дальнейшим
реквизициям.
13 января, 17
часов. Около 200 мужчин (преимущественно уроженцы
Семеновской), проходивших воинскую подготовку в деревне,
собрались в несколько групп (по свидетельству очевидцев, по
8-10 человек) и двинулись к центру. В руках одних были
гармони, у других — колья и вилы. Как было установлено позже,
огнестрельного оружия в рядах толпы не было ни у кого.
Раздавались выкрики: «Долой Советскую власть!». Почуяв
неладное, члены местного волостного совета быстро скрылись,
зная, что призывники неоднократно и обоснованно высказывали
недовольство поборами членов их семей и протестовали по поводу
обращения с ними самими красных командиров. Тогда же был
послан гонец в соседнюю татарскую деревню Пошатово, где
действовал вооруженный продотряд, изымавший продовольствие.
Тогда же председатель Семеновского сельского совета
И.Саотдинов верхом на коне направился в уездный центр Сергач
для вызова карательного отряда.
13 января, 18
часов 30 минут. Случайная встреча толпы с группой
комиссара Богатова из пяти человек, у дома З.Айнетдиновой.
Словесная перепалка и брань с обеих сторон, переросшие в
потасовку. В ходе драки четверо коммунистов, в том числе и сам
Богатов были убиты, пятый тяжело ранен.
13 января, после 18 часов.
Разгоряченная дракой толпа семеновцев двинулась далее к
зданию волостного совета. Одновременно в Семёновскую из близ
расположенной татарской деревни Пошатово прибывает вооруженный
продотряд (сформированный в русской деревне Столбищи) в
составе 20 человек.
13 января,
около 19 часов. Продотряд из Пошатово открывает огонь по
толпе, стоящей около здания волостного совета. На месте убиты
трое семеновцев, несколько человек ранены. Толпа разбежалась;
люди бросились в свои дома.
13
января, 20 часов 30
минут. Добравшийся до Сергача председатель Семеновского
сельсовета И.Саотдинов доложил председателю Сергачской уездной
ЧК Н.И. Михельсону об инциденте в Семеновской, назвав его
«восстанием кулаков совместно с молодыми людьми, проходившими
общее обучение». Немедленная реакция Н.И. Михельсона:
уведомление о случившемся в Семеновской событии подчиненных
ему так называемых дружинников, разбросанных по деревням уезда
с приказом прибыть в Семеновскую; быстрый сбор вооруженного
отряда чекистов в 17 человек, располагавшихся в уездном
центре, усиленного группой из 10 красноармейцев, и немедленный
переброс его в мятежную деревню.
13 января, 21
час 30 мин. Прибытие в Семеновскую из Уразовки
вооруженного отряда под командованием И.Алеева в количестве 40
человек. Объединение их с 20 продотрядовцами и окружение ими
мятежной деревни с задачей не позволить никому покинуть
обреченное селение. Появление новых жертв: И.Алеев лично
застрелил задержанного семеновца, выяснив, что он — служитель
исламского культа.
13 января, 22
часа. Прибытие в Семеновскую председателя уездной ЧК
Н.И.Михельсона и уездного военного комиссара Н.И.Санаева с
отрядом чекистов и красноармейцев. Объявление Санаевым военного
положения в деревне Семеновской и Семеновской волости со всеми
его последствиями для населения.
Повальные аресты жителей деревни, в том числе
и не имевших никакого отношения к событиям, в частности
служителей исламского культа. Концентрация их в здании
местного волсовета. Начало внесудебной массовой расправы над
ними.
С 13 января на
14 января, ночь. Прибытие вооруженных дружинников в
количестве около ста человек в Семеновскую из иных деревень
Сергачского уезда (Красный Яр, Актуково, Кочко-Пожарки,
Уразовка, Пошатово). Дальнейшее заполнение здания волсовета
лицами, арестованными по выбору и указанию вернувшегося из
Сергача председателя местного сельсовета И.Саотдинова. Произвольное выделение из их среды
более 30 человек, названных наиболее виновными в «кулацком
восстании», отнятие у них всех ценных вещей (денег,
драгоценностей, всей одежды, даже очков) и их немедленный
расстрел в помещении волсовета. Продолжение арестов. Никаких
допросов. Обвинение имамам в духе времени: «Вы пьете нашу
кровь».
14 января,
утро. Жители деревни обнаружили раздетые (только в нижнем
белье) трупы своих расстрелянных земляков на снегу под окнами
здания волостного совета. Продолжение арестов и начало новой,
более жестокой и разнузданной полосы грабежей зажиточных
жителей деревни Семеновской. Установление Михельсоном
незаконного громадного (размером в десятки тысяч рублей на
семью арестованного заложника) штрафа в пользу семей
красноармейцев, погибших в ходе стычки с семеновцами 13
января. В тот день было собрано с 17 дворов 36869 рублей. Немедленный расстрел заложников, чьи
семьи оказались не в состоянии внести установленную сумму, а
также расстрел по «классовому признаку» тех, чьи семьи
принесли в сельсовет часть востребованных Михельсоном
денег. Как выяснилось позже, конкретными
исполнителями «акций», то есть добровольно взявшими на себя
расстрел семеновцев, оказались девять конкретных лиц. Среди
них Н.И. Михельсон, М.И.Санаев, И.И.Алеев, А.Алимов и др.
14 января,
день. Повсеместное разграбление вооруженными людьми
семеновских сельских дворов, вне зависимости от уровня их
материального состояния. Действует принцип не законного
разбирательства и наказания, а признания виновности всей
общины, средневековый принцип круговой поруки и круговой
ответственности.
14 января, вторая половина дня.
Захоронение более 50 расстрелянных в общей братской могиле в
урочище, разделяющем владения Семеновской и Пошатовой. Среди них: 7 священнослужителей, 5
торговцев, остальные представляли крестьянство, причем 2/3 из
них были середняками и бедняками. Уничтожили и тех, кто копал
братскую могилу: посторонних молодых людей, даже не знавших,
что происходило в Семеновской.
Семьи погибших общим числом 202 человека
остались без кормильцев. Таким образом в деревне с общим населением около
2000 человек было убито около 6% мужского населения, 10%
осиротело, лишившись кормильцев, почти все дворы оказались
разграбленными.
14 января. 19
часов. Михельсон, находящийся в Семеновской, получает
(через уразовскую почту) телеграмму из Нижнего от Я.Воробьева:
«На телеграмму Вашу. Немедленно мобилизуйте всех коммунистов и
подавите выступление. Виновных расстреливайте без пощады на
глазах толпы. Последующем сообщите подробно и немедленно». По
сути обретение командой Михельсона подобия некоей
«индульгенции» на дальнейшие беззакония.
15 января.
По распоряжению губернских властей снятие с Семеновской
волости военно-осадного положения. Окончание расстрелов в
середине дня, продолжение незаконных поборов и грабежей.
Вторая
половина января. Внутренний анализ событий в
Семеновской в рамках
губернской ЧК. Предварительные выводы и обобщения. Твердая
уверенность властей в своей безнаказанности и их
заинтересованность
скрыть произошедшее и замять вопиющие проявления беззаконности.
Применение мер устрашения жителей Семеновской. Продолжение
грабежей местного населения в Сергачском уезде чекистами и
«активистами».»
О.Н. Сенюткина, проф. НГЛУ
Во
время пятничной проповеди Дамир-хазрат Мухетдинов
обратился ко всем мусульманам, пришедшим в мечеть на пятничный
намаз, с просьбой почтить память жертв репрессий. Прихожане
молились о погибших.
За
погибших за веру в эти дни постоянно читается молитва
«Шахида».
В
своих молитвах нижегородские мусульмане просят Всевышнего
Аллаха о том, чтобы ужасы массовых репрессий начала века
никогда не повторились.